Время новостей
     N°100, 09 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2007
Диапазон Х
России и США будет непросто приступить к совместному использованию Габалинской РЛС
На пути реализации прозвучавшего на саммите G8 в Германии предложения президента Владимира Путина президенту США Джорджу Бушу совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане в системе ПРО могут возникнуть политические и технологические трудности. Такие выводы делают эксперты, комментируя эту инициативу.

К политическим трудностям комментаторы, в частности, относят то обстоятельство, что Россия арендует радарную базу в Азербайджане, а не владеет ею. Впрочем, эта проблема преодолима в ходе трехсторонних консультаций США, России и Азербайджана, на которых может быть рассмотрен новый статус базы. Гораздо большие политические препятствия на пути реализации идеи может взывать принципиально разная ее трактовка сторонами.

В пятницу Белый Дом распространил комментарий советника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли, входившего в состав американской делегации на саммите в Хайлигендамме. Он назвал российскую инициативу "интересной" и расценил ее как готовность рассмотреть вопрос о сотрудничестве с США в противодействии совместной угрозе. "Цель состоит в создании системы, которая будет прикрывать Россию, США и Европу от угроз со стороны стран-изгоев", -- заявил г-н Хэдли. Но при этом Москва устами президента Путина четко дала понять, что ее предложение автоматически должно означать отказ США от планов размещения элементов ПРО в непосредственной близости от российских границ -- в Польше и Чехии. Тогда как пока ни один официальный представитель администрации Буша не сказал, что, даже согласившись на совместное использование РЛС «Дарьял» в Габале, США откажутся от размещения третьего эшелона своей ПРО в Восточной Европе. Наоборот, госсекретарь США Кондолиза Райс в интервью агентству АР подтвердила, что российское предложение не повлияет на американские планы в этой сфере.

На этом фоне еще одна политическая проблема -- возможное ухудшение отношений России с Ираном -- выглядит просто незаметной.

Главная же технологическая сложность состоит в том, что Габалинская РЛС -- это система раннего оповещения, а не так называемый радар диапазона X, который используется для наведения противоракет и который администрация Буша намерена разместить в Чехии. Иными словами, у американцев есть искушение настаивать на том, что Габалинская РЛС и система ПРО в Восточной Европе как раз будут дополнять друг друга: Габала предупреждает о ракетном пуске из Ирана, а элементы ПРО в Чехии и Польше дают возможность запустить ракеты-перехватчики.

Косвенно технологическую отсталость Габалинской РЛС признал и Владимир Путин, заявивший вчера на пресс-конференции по итогам саммита «большой восьмерки», что Россия в случае необходимости (которой президент, правда, пока не видит) готова модернизировать эту станцию и передавать с нее данные в режиме онлайн.

Еще одну проблему на пути реализации российской инициативы обозначил генеральный секретарь НАТО (в этой организации далеко не все страны однозначно относятся к американским планам развертывания ПРО в Польше и Чехии) Яап де Хооп Схеффер. По его мнению, Азербайджан находится слишком близко к тем странам, которые представляют угрозу для безопасности Запада. Но при этом он пока воздержался от окончательных суждений по российской инициативе. Поскольку в отличие от США и стран Евросоюза, куда пока еще не существующие в природе иранские межконтинентальные баллистические ракеты долетят едва ли, Азербайджан находится в непосредственной близости от Ирана, безопасность этой бывшей советской республики в случае ее участия в антииранской ПРО действительно может вызывать опасения.

Ясно одно: судьба российской инициативы напрямую зависит от успеха тех самых глобальных консультаций по проблемам ПРО на уровне военных и дипломатов, о которых договорились в ходе саммита в Хайлигендамме Россия и США.




Габалинская радиолокационная станция «Дарьял» с дальностью действия порядка 6 тыс. км сдана в эксплуатацию в 1984 году. На боевое дежурство заступила в феврале 1985 года. Входит в состав российской системы предупреждения о ракетном нападении и предназначена для фиксирования пуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в Южном полушарии, в том числе из акватории Индийского океана, и контроля воздушно-космического пространства на южных направлениях. РЛС "Дарьял" позволяет осуществлять мониторинг воздушного и космического пространства над территорией Ирана, Турции, Индии, Ирака, Пакистана, частично Китая, а также ряда других азиатских и африканских стран. Нынешний правовой статус РЛС в Габале определен соглашением между Россией и Азербайджаном от 25 января 2002 года.

Иван ГОРДЕЕВ