|
|
N°100, 09 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Психологическая атака
За океан «Макларен» отправился лидером и с чистой совестью
Прошедший две недели назад Гран-при Монако вряд ли войдет в коллекцию самых зрелищных гонок «Формулы-1». Зато у него есть все шансы занять достойное место в ряду наиболее скандальных. Закончившаяся убедительным победным дублем «Макларена» гонка в итоге чуть не обернулась для «серебряных стрел» самым обидным образом.
Когда Льюис Хамильтон, сделав несколько попыток обогнать лидировавшего Фернандо Алонсо, сбросил скорость, никто не заподозрил в этом ничего дурного. Наоборот, поступок новичка Больших призов выглядел не по годам зрелым решением. В Монако обгоны невозможны -- это правило, применительно к лидерам не знающее исключений, проверенно ни одним поколением пилотов. Даже громивший в 1992 году всех подряд Найджел Мэнселл на бесподобном «Уильямс-Рено» ничего не смог поделать с намного более медленным «Маклареном» Айртона Сенны. Ту гонку, ставшую классикой «Формулы-1», впору использовать как наглядное пособие начинающим гонщикам. Но оказалось, что юный Хамильтон игнорирует все эти правила. Он готов был продолжить испытывать на прочность своего напарника. Но шеф «Макларена» Рон Деннис, опасаясь потерять обе машины, приказал своему второму пилоту сбавить обороты. О чем на пресс-конференции после гонки и рассказал раздосадованный Хамильтон.
Проходной момент -- в ходе гонок таких случаются не два и не три -- вызвал повышенный интерес прессы, в особенности британской. С криком «Наших бьют!» английские газеты спустили на Денниса всех собак. Заждавшиеся побед своих соотечественников журналисты обвинили его в уничтожении молодого дарования, в надругательстве над спортивным духом, презрении интересов болельщиков. Но самым тяжким с точки зрения правил «Формулы-1» стало обвинение в применении командной тактики. Ох уж эта командная тактика! Сколько раз под нее пытались подвести разные команды, но получилось доказать лишь один «преступный эпизод»: в 2002 году за приказ Баррикелло пропустить вперед Шумахера на Гран-при Австрии «Феррари» оштрафовали на миллион долларов. Скандал получился нешуточный, но дело стоило того -- слишком откровенно, не заботясь о соблюдении каких-либо приличий, провела тогда рокировку пилотов скудерия.
В ситуации с «Маклареном» все не так однозначно. Хотя формально гонщики получили указание с командного мостика прекратить борьбу, но свое место никто не уступил, и обогнал бы в итоге Хамильтон Алонсо -- тоже большой вопрос. Тем удивительнее оказалась реакция не столько прессы, сколько людей, в «Формуле-1» обличенных властью. Берни Экклстоун, промоутер Больших призов, пригрозил Деннису санкциями, которые не снились даже «Феррари». «Мне неизвестно, что другие вкладывают в понятие «командная тактика», но одно знаю точно -- если пилоту приказывают обогнать партнера по команде или, наоборот, не атаковать, это никак не соответствует положениям спортивного регламента, -- объяснил свою точку зрения главный босс «Формулы». -- Однажды мы наказали за подобные действия «Феррари», но у «Макларена» хватает денег, и более существенным штрафом стало бы лишение очков или дисквалификация». После таких высказываний невольно вспомнились все подозрения в особых отношениях, связывающих Экклстоуна и «Феррари».
Под давлением общественности Международная автомобильная федерация (ФИА) решила разобрать инцидент на специальной комиссии. Учитывая грозные комментарии Экклстоуна, судьи могли вынести любой вердикт -- вплоть до дисквалификации. Но возобладал все же разум. Комиссия не нашла в действиях команды какого-либо нарушения Международного спортивного кодекса. Оправдательное решение ФИА аргументировала тем, что в «Макларене» для достижения победы выбрали оптимальную стратегию, «так как гонщики имели значительное преимущество над конкурентами». «Основная цель любой команды -- победить с одним из своих гонщиков, -- говорится в заявлении ФИА. -- Если бы перед Хамильтоном находилась машина соперника, то в «Макларене», вероятно, могли пойти на риск и оттянуть пит-стоп, пытаясь отыграть позицию. Но рисковать ради обгона собственной машины не имело смысла. Команда не сделала ничего, что могло трактоваться, как попытка вмешательства в ход гонки».
Итак, «Макларен» оправдан, но осадок остался. Рона Денниса, наиболее яростного поборника чистоты в «Формуле-1», попытались втянуть в не очень красивую историю, а его команда, едва начавшая обретать былой победный дух, подверглась психологической атаке, последствия которой могут быть самыми непредсказуемыми. Особенно в преддверии Гран-при Канады, где цена любой ошибки не менее высока, чем в Монако.
Дмитрий СИТНИК