|
|
N°238, 27 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неизвестная степень надежности
Проект бюджета-2002 почти принят
Совет Федерации утвердил вчера принятый Думой федеральный бюджет на 2002 год. Для того чтобы стать основным финансовым законом следующего года, этому документу не хватает лишь президентской подписи. Скорее всего в оставшиеся до 31 декабря несколько дней не случится ничего экстраординарного, что подвигло бы Владимира Путина на «ветирование» бюджета.
Главная угроза для бюджета, доходы которого в значительной степени зависят от мировой конъюнктуры на сырье, прежде всего на нефть, уже прогремела в самый разгар обсуждения его проекта в Думе. Но несмотря и на случившееся падение цен на нефть, и на вероятность их грядущего снижения, правительство твердо заявило, что проект бюджета составлен с таким запасом прочности, что изменения на мировом рынке не смогут поколебать его конструкции. Депутаты, возможно, вняв изложенному в президентском послании Федеральному собранию пожеланию, в этом году по бюджету почти не торговались, правительственным обещаниям поверили. Перед окончательным, четвертым чтением бюджета в Думе Михаил Касьянов еще раз оптимистично пообещал, что «даже при среднегодовой цене нефти 12 долларов за баррель проблем для бюджета быть не должно». Министр финансов Алексей Кудрин был более бодр и решителен, заявив, что бюджет 2002 года в любой ситуации останется бездефицитным. «Секвестра не будет и протягивания руки, чтобы нам сразу предоставили помощь, тоже не будет», -- уверен он. Выступая вчера перед сенаторами, г-н Кудрин так же убежденно уверял, что бюджет реалистичен «даже при самых худших сценариях развития экономики».
Впрочем, до самого плохого -- падения цен на нефть до уровня 1997--1998 годов, то есть 10--12 долларов за баррель, на сей раз дело, по прогнозам экспертов, не дойдет. Уверенность же в том, что бюджет будет исполнен при самом худшем раскладе, вызвана, очевидно, прежде всего самой его структурой. Бюджет-2002 радикально отличается от финансовых планов предыдущих лет. Во-первых, он впервые сверстан с профицитом, то есть доходная часть (2,125 трлн рублей) превышает расходную часть(1,94 трлн рублей). Часть профицита (68,56 млрд рублей) будет направлена на погашение госдолга, другая(109,7 млрд рублей) -- на образование особого государственного кармана -- финансового резерва.
Средства этого резерва могут направляться исключительно на погашение госдолга и замещение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита. При этом если в прошлые годы все дополнительные доходы полностью или частично шли на дополнительное финансирование расходов, то на сей раз, все, что будет собрано в казну сверх плана, будет направляться в финансовый резерв.
Есть в бюджете и защитный механизм для расходной части бюджета: если доходов будет собираться меньше запланированного, финансовый резерв пополняться не будет. Правда, создан он будет в любом случае. Его основу составит большая часть переходящих на будущий год остатков на счетах казначейства. Поскольку профицит бюджета 2001 года будет большим, чем планировалось, остатки, по расчетам Минфина, составят 150 млрд рублей (примерно 5 млрд долларов, или в полтора раза больше, чем по итогам 2000 года).
И все же, несмотря на новую конструкцию, кстати абсолютно не предусмотренную Бюджетным кодексом, скроенный теплой весенней порой бюджет зимой не кажется столь уж надежным. Хотя правительство продолжает сокращать бюджетные расходы, в бюджете 2002 года есть немало трат, финансирование которых в случае перебоев с поступлением доходов может оказаться затруднительным. Речь идет о финансировании военной (ассигнования на нее выделены в бюджете особо) и судебной (в том числе повышении на 60% окладов судейским), жилищно-коммунальной реформ и, наконец, о повышении окладов бюджетникам почти в два раза. Учитывая, что в 2001 году продолжается снижение налоговой нагрузки, бюджет 2002 года представляется несколько рисковым.
Возможно, что нынешний оптимистический настрой Белого дома связан с жизнеутверждающими макроэкономическими прогнозами на будущий год. По уверению министра экономического развития Германа Грефа, рост российской экономики в 2002 году составит около 4--4,3%, и таким образом, «есть запас прочности, чтобы противостоять негативным тенденциям мировой экономики».
Если же прогнозы не сбудутся и запаса прочности экономики не хватит, чтобы исполнить лучезарный бюджетный проект, его всегда можно будет пересмотреть. При столь сговорчивой Думе проблем с этим не будет. Президент же, который должен поставить свою подпись на этом бюджете, может в этом случае попенять кабинету. Путин предостерегал его от излишней эйфории еще в сентябре, накануне первого чтения бюджета, призывая «просчитать все риски, в том числе изменение налоговой базы и серьезное повышение зарплаты бюджетникам», чтобы не вернуть страну в ситуацию, когда придется за счет населения закрывать собственные просчеты. Впрочем, народу к просчетам властей не привыкать. Под Новый же год всем хочется верить в хорошее, например в то, что бюджет все же будет исполнен, а повышенные почти вдвое зарплаты будут аккуратно выплачиваться.
Наталья ОЛЕНИЧ