|
|
N°238, 27 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Знаки на Балтике
Россия открывает новые экспортные порты
Сегодня на Балтийском море будет введено в коммерческую эксплуатацию сразу два новых российских порта. На северном берегу Финского залива построен Приморский нефтеналивной терминал -- «окно в Европу» для Балтийской трубопроводной системы (БТС). На южном побережье -- первый пусковой комплекс угольного терминала Морского торгового порта Усть-Луга. На обоих терминалах морские суда уже загружены российским сырьем и готовы выйти в море по знаку президента Владимира Путина, который будет присутствовать на церемонии открытия.
Два объекта построено главным образом на государственные деньги и знаменуют собой новый государственный подход к экспорту. Он выражается в том, что российские грузы должны переваливаться через российские порты. Именно такое заявление сделал на днях в Петербурге министр транспорта Сергей Франк.
В «Компании Усть-Луга», которая является генеральным заказчиком-застройщиком порта в Лужской губе, нехватку российских портовых мощностей на Северо-Западе оценили в 50 млн т грузов в год. «Из-за этого до 1 млрд долл. в год зарабатывают на транзите российских грузов страны Балтии», -- говорят в компании.
Пользуясь новыми терминалами, экспортеры будут экономить за счет сокращения расходов на транспортировку, так как тарифы планируется установить ниже, чем в странах Балтии.
Через Усть-Лугу пока технически возможно отгружать до 1 млн т в год. Проектная же мощность терминала предусматривает ежегодную перевалку 4 млн т. Однако эти планы реализовать пока проблематично: Минимущества выступает против выпуска новых акций компании «Ростерминалуголь», за счет продажи которых она намеревалась привлечь частных инвесторов, в частности транспортную компанию «Юнитранс». Государство не готово расстаться с контрольным пакетом «Ростерминалугля», хотя и не может пока выделить средства на его развитие. Кроме того, оно (в лице администрации Ленинградской обл.) владеет блокирующим пакетом «Компании Усть-Луга». А БТС и Приморский порт на 100% являются государственной собственностью, и представители правительства неоднократно заявляли о том, что эти объекты приватизированы не будут.
Мощность нефтяного порта в Приморске составляет 12 млн т нефти в год. А в 2003 году ее планируют довести до 18 млн т в год. «Транснефть» начала проектирование и составляет схему финансирования второй очереди БТС мощностью 6 млн т», -- сообщил газете «Время новостей» представитель «Транснефти» Юрий Соколов. По словам губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, этот проект, в рамках которого необходимо построить 245-километровый трубопровод Ярославль--Кириши, насосную станцию и нефтехранилище на 400 тыс. т, обойдется не меньше чем в 380 млн долл. Строительство планируется начать во второй половине 2002 года и завершить к декабрю 2003 года. То есть вторая очередь, как и первая, должна быть построена по-стахановски -- за 18 месяцев. И на нее, как и на первую, не будет потрачено ни копейки средств частных инвесторов -- только деньги «Транснефти».
Но если на Приморск у государства находятся средства, то для Усть-Луги МПС их выделить не может (на реконструкцию железнодорожной ветки и строительство новой станции необходимо 26 млн долл.). А без этих объектов из Лужского порта нельзя будет вывозить более 1 млн т грузов в год. Между тем уже к 2003 году «Компания Усть-Луга» на средства частных инвесторов планирует построить первую очередь терминалов минеральных удобрений, нефтепродуктов, генгрузов и леса. Все вместе -- на 10 млн т грузов в год.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург