Время новостей
     N°238, 27 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2001
Самые привлекательные
AK&M оценило эффективность предприятий
Рейтинговый центр АК&M при поддержке регионального отделения ФКЦБ в Центральном федеральном округе разработал рейтинг эффективности предприятий Центрального федерального округа (ЦФО). Эффективность -- ключевой фактор, определяющий инвестиционную привлекательность предприятия. Причем если характеризовать эффективность каким-либо одним известным показателем, то оценка позиции той или иной компании может оказаться не вполне адекватной и ввести в заблуждение инвесторов. Поэтому для определения эффективности деятельности предприятия необходимо использовать комплексный подход и принимать во внимание совокупность показателей.

В рейтинг были включены крупнейшие по объему выручки от реализации в 2000 году акционерные общества, расположенные в Центральном федеральном округе. В рейтинг не вошли компании, которые зарегистрированы в одном из регионов ЦФО, но ведут основную деятельность не только на его территории. Это предприятия, обладающие распределенной структурой и осуществляющие основную деятельность в двух или более федеральных округах. К ним, в частности, относятся «Газпром», РАО «ЕЭС России», ЛУКОЙЛ, РАО «Норильский никель», «Ростелеком», «Сибнефть», «Сиданко», «Славнефть», Тюменская нефтяная компания, «Роснефть», «Транснефть» и другие.

Первое место в рейтинге занял Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). В какой-то мере его лидерство -- это эффект масштаба, так как чистая прибыль НЛМК в 2000 году самая большая по сравнению с аналогичным показателем всех предприятий ЦФО. Не в последнюю очередь это связано с благоприятной международной ценовой конъюнктурой. Показатели рентабельности НЛМК -- одни из самых высоких среди крупнейших российских металлургических предприятий и существенно выше средних показателей для предприятий, входящих в ЦФО. НЛМК в последнее время реализует широкомасштабную инвестиционную программу, поэтому его издержки постоянно снижаются, а качество продукции растет, что также свидетельствует о высокой эффективности. Из экспортно-ориентированных предприятий, которые попали в первую десятку рейтинга, можно отметить Московский коксогазовый завод и новомосковский «Азот».

Все остальные представители первой десятки -- это предприятия, ориентированные на потребительский спрос. Лидером среди них стала компания «Мобильные телесистемы» (2-е место в рейтинге), что вполне понятно, учитывая многократный рост числа абонентов, который сейчас наблюдается на этом рынке, и долю, занимаемую компанией. Присутствие в тройке лидеров компании «Велор» -- производителя строительных материалов -- не вызывает удивления: в период строительного бума, который наблюдался начиная с 1999 года, стройматериалы стали одним из самых ходовых товаров на внутреннем рынке, причем рентабельность их производства очень велика. Примечательно также присутствие в первой десятке рейтинга четырех пивоваренных компаний, что в полной мере отразило динамику роста этого рынка, наблюдаемую в последнее время.

При составлении рейтинга проводился анализ пяти финансовых показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий. Они рассчитывались на основании данных бухгалтерской отчетности по итогам 2000 года. Это общая рентабельность отчетного периода (вес в рейтинге -- 35%), объем чистой прибыли (30%), рентабельность основной деятельности (15%), производительность труда (10%) и отношение выручки в 2000 году к выручке в 1999 году (10%).

Методика составления рейтинга аудирована компанией «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа».


AK&M