Содействие абитуриентам, рвущимся после школы получить высшее образование, остается прибыльным бизнесом не только в России и на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Об этом свидетельствует доклад ЮНЕСКО и Международного института планирования образования, в котором эксперты попытались оценить емкость этого рынка в 60 странах -- развитых и развивающихся.
Авторы доклада Жан Аллак и Мюриэль Пуассон пришли к выводу, очевидному практически для каждого родителя старшеклассника, -- официально бесплатное высшее образование почти повсеместно подменено системой частных репетиторов. «Чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов», -- отмечает Мюриэль Пуассон.
Судя по представленным в докладе графикам,
Россия не является лидером по степени коррумпированности системы образования -- в ряде африканских и азиатских государств ситуация гораздо хуже. Однако отечественный рынок платных услуг абитуриентам тоже весьма впечатляющ -- эксперты ЮНЕСКО оценили расходы россиян, поступающих в вузы, в 520 млн долл. ежегодно. В эту сумму входят и незаконные поборы при зачислении в вузы, и взяточничество на экзаменах, и завуалированная плата репетиторам за «гарантию» поступления, и прямые взятки.
Доклад вызвал довольно широкий резонанс в России, причем не только потому, что появился он накануне очередной вступительной кампании, но и потому, что совпал с громким скандалом, разразившимся после единого госэкзамена по русскому языку. Задания, которые должны храниться особо тщательно, накануне появились в Интернете, что сразу поставило под удар руководителей Министерства образования и науки, предрекающих, что
всеобщий переход на ЕГЭ снизит коррупционную составляющую в высшей школе. Сейчас подведомственные министерству службы проводят расследование того, как к выпускнику одной из школ Ленинградской области могли попасть тесты. Усугублять ситуацию и заодно отвечать на критику ЮНЕСКО в Министерстве образования и науки пока не хотят. А между тем российские эксперты полагают, что с учетом не только теневых, но и легальных расходов выпускников школ на поступление приведенные в докладе цифры могут оказаться даже заниженными.
По данным мониторинга Госуниверситета -- Высшей школы экономики, уже не первый год оценивающего расходы семей на поступление детей в вузы, ежегодно на эти цели в России тратится около 1 млрд долл. «Но эта цифра включает и совершенно легальные расходы, например оплату подготовительных курсов и даже билеты до места, где находится вуз, -- пояснил «Времени новостей» ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. -- Однако некоторые платежи, например репетиторам вузов, явно имеют двойное назначение, очень часто цены за уроки завышены и включают в себя коррупционную составляющую. Сумма потенциально коррупционных трат, по нашим оценкам, 300 млн долл., а прямые взятки не превышают нескольких десятков миллионов долларов в год».
При этом г-н Кузьминов убежден, что именно единый госэкзамен сдерживает рост коррупционных расходов, даже несмотря на то что проходящая сейчас тестирование в режиме эксперимента система ЕГЭ не застрахована от скандалов и «покупок». «Могут быть один-два случая, однако в этой системе очень сложно построить последовательно коррупционные отношения», -- отметил он.
Доказывая свой тезис, г-н Кузьминов, являющийся, как известно, одним из идеологов перехода к ЕГЭ, привел данные, согласно которым после начала всероссийского эксперимента с едиными экзаменами, взяточничество в вузах стало сокращаться или по меньшей мере не увеличилось. «Сумма в 1 млрд долл. в качестве расходов на поступление в вузы в последние несколько лет остается неизменной, в то время как общие затраты на образование в России за тот же период возросли в два раза -- с 15 до 30 млрд долл.», -- утверждает г-н Кузьминов.