«Союз правых сил» на сегодняшний день является единственной либеральной партией, которая, согласно социологическим опросам, имеет определенные шансы попасть в Государственную думу следующего созыва. О предвыборной стратегии, возможностях участия СПС в президентской избирательной кампании, отношении к проекту «Преемник» лидер партии Никита БЕЛЫХ рассказал в интервью корреспонденту «Времени новостей» Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ.-- Никита Юрьевич, вы ведете торг с Кремлем о том, чтобы СПС попал в следующую Думу?-- Нет. Я даже не представляю себе механизмов соблюдения подобных договоренностей. Это как с каннибалом договариваться, что он человечину есть перестанет, когда у него природа такая -- есть людей. Да и смысла в торге нет. Если ты слабый игрок, то тебя все равно обманут, несмотря на все договоренности. Если ты ощущаешь себя достаточно сильным, тогда тоже непонятно, о чем, собственно, торговаться. Мы ставим перед собой более серьезные задачи, чем просто преодоление семипроцентного барьера как раз для того, чтобы исключить возможность торговли, которая обычно возникает в неопределенной, подвисшей ситуации.
Если говорить о недавних региональных выборах, то, например,
в Красноярском крае я ни с кем не торговался, более того -- воевал. И тем не менее наши представители в законодательном собрании Красноярского края теперь есть. То же самое в Республике Коми, в Ставропольском крае, в Томской и Самарской области, в Пермском крае, конечно.
-- Сейчас часто приходится слышать от экспертов мнение о том, что СПС полевел, поэтому удачно выступил на региональных выборах, отбирая электорат у КПРФ и «Справедливой России». Можно ли сказать, что правые отказались от своей идеологии в угоду популизму?-- Это говорят люди, которые до выборов делали очень пессимистические оценки наших шансов.
Когда мы прошли в региональные парламенты, они поняли, что им нужно оправдать свои несбывшиеся прогнозы. А дальше в ход идут варианты: договор с Кремлем, популистская риторика, подкуп избирателей, воздействие черной магии -- все что угодно.
Что касается левой риторики, мы шли на эти выборы с лозунгом «Достройка капитализма». Ничего левого в этом словосочетании быть не может. «Справедливая Россия» и КПРФ предлагают построить в России социализм. Мы же говорим о правильном строительстве капитализма, о его достройке. Как мы можем отобрать голоса тех избирателей, которые при слове «капитализм» падают в обморок? На сегодняшний день есть те, кто любит власть, и те, кто ее не любит. Кто не любит, делятся, в свою очередь, на тех, кто хочет вернуться в Советский Союз, и тех, кто считает, что рыночные реформы были необходимы, но оказались незавершенными. То, что мы в рамках кампании обратились к людям, к которым раньше не обращались -- людям пожилого возраста, работникам бюджетной сферы, -- не говорит о каком-то принципиальном изменении наших позиций. Это говорит о том, что мы учли недостатки прошлых выборов, когда социальную тему незаслуженно обходили вниманием. Мы никогда не выступали против социальной политики, мы просто хотим, чтобы она была более эффективной. Например, мы, как и другие политические силы, считаем, что действующая в России пенсионная система неэффективна. Но если «Справедливая Россия» предлагает вернуться к распределительной системе, мы убеждены, что должна остаться накопительная система. Но при этом мы выступаем за усиление накопительной части, за трансформацию части средств стабилизационного фонда. Мы говорим об абсолютно капиталистических и либеральных подходах.
-- Недавно руководитель предвыборного штаба СПС, депутат Госдумы Антон Баков, обеспокоенный «левым поворотом», объявил о создании сети комитетов защиты капитализма. Это его личная инициатива или партийный проект?-- Это его личный проект. Он проблему обозначает достаточно четко. Может быть, я не разделяю некоего элемента алармизма, присущего проекту, но тенденция улавливается. Общее полевение, которое происходит даже не в государстве, а в настроениях людей, конечно, очень пагубно для страны. В этом плане реабилитация идей капитализма и предпринимательства -- это мега-проект. При этом он не может быть проектом одной политической партии. Это должен быть общественный проект. Таким же общественным проектом, например, должен стать проект перезагрузки демократии.
-- Оппозиционная коалиция «Другая Россия» предлагает выдвигать единого оппозиционного кандидата в президенты. На сегодняшний день есть три озвученных варианта -- Михаил Касьянов, Виктор Геращенко и Владимир Буковский. Может ли СПС поддержать кого-либо из них и будет ли вообще ваша партия участвовать в процессе выдвижения единого кандидата?-- На сегодняшний день у СПС своего кандидата нет. Что касается поддержки, те люди, которых вы назвали, безусловно, уважаемые и достойные. Но у меня есть ощущение, что этот список еще не является исчерпывающим. Наша позиция четкая: для нас важна не персона. Мы считаем, что демократический кандидат стране нужен, но он должен быть действительно единым и легитимным. Если мы боремся за демократию в стране, то нужно ее соблюдать и внутри себя. Нельзя кого-то назначить единым кандидатом от демократической оппозиции. Должна быть предусмотрена соответствующая процедура (это может быть праймериз или конгресс демократических сил, как в Белоруссии), согласно которой при выдвижении нескольких кандидатов будет выбран один. А остальные должны взять на себя обязательство в любом случае работать в этой команде. В этом случае моя позиция будет состоять в том, чтобы СПС поддержал единого кандидата. Но решение должен принять съезд, ведь у нас партия демократическая.
-- Согласно результатам недавнего опроса, проведенного «Левада-Центром», единый демократический кандидат набирает 6%, а до этого было 11%. Как вы считаете, с чем связано такое падение?-- Все больше людей понимает, что вероятность появления единого кандидата крайне низка. Зачем поддерживать того, кого нет?
-- Может ли так случиться, что вы поддержите преемника, которого назовет президент?-- В проекте «Преемник» у нас вызывает недовольство именно процедура. Даже если бы Путин назначил преемником Сергея Адамовича Ковалева, у нас все равно были бы вопросы. Не к Сергею Адамовичу лично, а к механизму манипулирования общественным мнением.
-- Расскажите о партийном мероприятии, которое должно пройти на днях в Архангельске.-- Это первая конференция депутатов законодательных органов власти -- членов партии «Союз правых сил». Сейчас в 30 региональных парламентах присутствуют наши представители. Где-то есть фракции, где-то отдельные депутаты. На сегодняшний день, к сожалению, отношения с ними строятся в формате вертикальной связи с Москвой. Мы заинтересованы в развитии горизонтальной связи, потому что законотворческая деятельность -- это деятельность самостоятельная, которая может и должна осуществляться параллельно с работой, связанной с партстроительством. Вторая наша задача: определить, с какими законодательными инициативами СПС выступает в регионах, какие идеи мы можем поддерживать. Будут озвучены предложения и от федерального центра, и от регионов. Думаю, что в формате этой конференции мы создадим координационный совет, куда войдут представители от регионов, для оперативного управления этими процессами. Но главная задача конференции, чтобы «Союз правых сил» действительно воспринимался в регионах как реальная политическая сила, имеющая свою программу действий.
Убрать -- Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА