|
|
N°237, 26 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антон Катлинский: Лекарства подорожают не более чем на 10--15%
Сегодня Совет Федерации должен утвердить решение нижней палаты парламента об отмене с 1 января 2002 года льгот по НДС на лекарственные средства и медицинскую технику и установлении ставки налога в 10%. О возможных последствиях этого решения рассказывает отвечающий за лекарственное обеспечение россиян заместитель министра здравоохранения Антон КАТЛИНСКИЙ.
-- Антон Викентьевич, все-таки насколько, по прогнозам Минздрава, подорожают лекарства после Нового года?
-- Мы считаем, что депутаты Госдумы, установив ставку НДС на все без исключения лекарства в 10%, выбрали меньшее из двух зол. Минздрав, как известно, выступал вообще против введения этого налога. Хотя мы и понимаем, что речь идет о реализации государственной политики, направленной на отмену льгот. И тем не менее доходы, которые получит федеральный бюджет, несопоставимы с затратами региональных бюджетов, из которых в основном финансируются централизованные закупки лекарств и медицинской техники. Да, собирались оставить льготы для препаратов, входящих в список жизненно важных лекарств. Но при нынешней системе закупок, при нынешнем состоянии бухгалтерии регионы не смогли бы провести четкое разделение. Так или иначе введение 20-процентного НДС отразилось бы на стоимости всех лекарств. И подорожание могло быть значительным. Сейчас же мы надеемся, что цены вырастут не более чем на 10--15%.
-- Вы намерены как-то контролировать производителей и импортеров? Насколько обоснованно они будут менять ценники? Вдруг кто-то под шумок решит удвоить отпускную цену?
-- Мы обязаны не допустить откровенной спекуляции. Никто же не отменял постановления правительства о государственном регулировании цен на медикаменты. Речь опять же идет о перечне жизненно необходимых лекарств. Он утверждается и публикуется ежегодно -- и в нем сейчас порядка 300 международных непатентованных наименований, то есть около 10 тысяч препаратов по торговым наименованиям. Производитель или, скажем, импортер каждого из них должен зарегистрировать базовую цену в Минздраве -- госреестр тоже публикуется. А в регионах уже контролируют посредников, устанавливая для них предельно допустимые наценки: отдельно для оптовиков, отдельно для розничной сети. Ни копейки сверх этих наценок аптеки с покупателей брать не имеют права. И, кстати, с 1999 года, когда было принято первое постановление правительства о госрегулировании, цены на лекарства росли на уровне инфляции.
-- А если цена в аптеке все же явно завышена?
-- Надо жаловаться. Лучше сразу на месте обратиться в региональный комитет, ведающий ценовой политикой, и в Минздрав.
-- Как введение НДС отразится на тех, кому лекарства полагаются бесплатно? Не сократится ли объем централизованных закупок и, как следствие, не будет ли повсеместного дефицита?
-- У нас в России льготников -- 30% населения, то есть более 40 миллионов человек. Их государство обязано обеспечить медикаментами или бесплатно, или с 50-процентной скидкой. Поэтому определенные проблемы, конечно, это создаст. Но, скажем, в федеральном бюджете на 2002 год Минфином уже заложены суммы компенсаций, причем в расчете даже на 20-процентный НДС. А региональные бюджеты нужно увеличивать. Причем для полноценного обеспечения лекарствами льготных категорий населения нужно значительно больше, чем дополнительные 10--15%. По нашим расчетам, необходимо увеличение расходных статей бюджетов на местах как минимум раза в два. И об этом руководство Минздрава говорило неоднократно. В регионах об этом знают, как знали и об отмене льгот по НДС, и обязаны были подготовиться.
-- Много говорилось о том, что из-за роста цен вырастет количество подделок...
-- Высокие цены и низкая покупательская способность людей -- далеко не единственный фактор. Подделки даже в Америке есть, причем в гораздо больших масштабах. Тут надо учесть, что у нас закон не предусматривает ответственность за фальсификацию лекарств. И к тому же слишком много посредников на рынке -- всех проконтролировать сложно. Скажем, во Франции работают всего четыре дистрибьютора лекарств, в Германии -- 10, а в России их более 2500.
Но подделки или, если брать шире, проблема качества лекарств в целом -- это действительно сейчас наша основная головная боль. С 1998-го Минздрав зафиксировал 217 случаев фальсификации, причем большинство -- в последние годы. Это и «пустышки», где напрочь отсутствует активное вещество, и препараты с измененной рецептурой, и весьма искусные -- как по производству лекарства, так и по упаковке -- подделки под продукцию известных фармацевтических компаний.
Правоохранительные органы стали реагировать на это не так давно -- уже заведено несколько уголовных дел, но ни одно из них, насколько я знаю, до сих пор не доведено до суда.
-- Со своей стороны Минздрав по-прежнему только предупреждает?
-- По большому счету, криминал -- а речь идет именно о криминале, о мошенничестве -- мягко говоря, не наш профиль. Но за здоровье наших граждан отвечает именно Минздрав. Поэтому мы уже подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, которые предусматривают довольно серьезные наказания за участие во всех стадиях производства и продажи фальсификатов. Договорились с таможней -- намерены вместе с ГТК проверять качество ввозимых лекарств непосредственно на границе. Ужесточили требования к контрольно-аналитическим лабораториям наших фармацевтических предприятий -- сейчас же порой целые партии в десятки тысяч упаковок бракуются. Наконец, недавно в структуре министерства создана Государственная фармацевтическая инспекция. Это совершенно новый орган, который целенаправленно будет заниматься выявлением подделок и контролем качества лекарств, поступающих в больницы и торговую сеть.
-- Инспекция будет защищать непосредственно пациентов?
-- Она будет защищать всех. Мы планируем, что инспекция возьмет на себя все функции эффективного контроля и надзора. При этом будут сокращены аналогичные функции других органов -- лицензионных комиссий, комиссий по качеству. И производители, которые сегодня жалуются на излишний административный гнет, будут знать, что их ждет не десять проверок в год, а всего одна. Но инспекция в первую очередь, конечно, призвана защитить потребителя. Поэтому если будут выявлены нарушения на любом предприятии, имеющем отношение к обороту лекарственных средств, -- на заводе, на складе, в аптеке, -- немедленно будет вынесено предписание о прекращении деятельности этого предприятия.
Беседовал Олег ВОЛКОВ