Недавнее сообщение об отказе Высшей квалификационной коллегии включить в список кандидатов на замещение должности Верховного суда Карачаево-Черкесии действующего верховного судью Ислама Бурлакова породило у сторонников президента республики Мустафы Батдыева
надежду на окончание абсурдного двоевластия, длящегося с лета 2003 года. Республику «заклинило» противостояние между администрацией президента и Верховным судом, глава которого в 2003 году проиграл президентские выборы и фактически возглавил оппозицию.
Одной из площадок, на которой конфликт развивался особенно бессмысленно и беспощадно, стала республиканская столица -- город Черкесск, уже несколько месяцев остающийся без легитимной власти. В минувшую среду фактический мэр Черкесска Петр Коротченко наконец объявил об урегулировании кризиса. По его словам, Верховный суд в порядке надзора отменил определение Верховного суда Карачаево-Черкесии и вернул полномочия городской Думе. Г-н Коротченко объявил, что российский Верховный суд отменил сразу 12 определений Верховного суда Карачаево-Черкесии, и депутаты теперь могут приступить к полноценной работе, которой за время вынужденного перерыва скопилось достаточно.
Война за столицу имеет давнюю историю. На президентских выборах 2003 года мэр Черкесска Михаил Якуш поддержал кандидатуру Ислама Бурлакова, с которым вице-президентом баллотировался вице-мэр города Петр Коротченко. Но на выборах победил банкир Мустафа Батдыев, и мэр Якуш поспешил сменить политическую ориентацию. В 2005 году он уволил вице-мэра Коротченко. Но тут выяснилось, что сам мэр занимает свой пост незаконно, поскольку республиканский парламент не смог соблюсти установленных законом сроков, принимая решение о продлении его полномочий. Суд уволил Якуша, и после недолгого двоевластия мэром снова стал «человек Бурлакова» Петр Коротченко.
В конце декабря 2005 года жители Черкесска должны были выбрать нового мэра. Но депутаты горсовета воспользовались муниципальной реформой по федеральному закону №131 и поменяли устав города. Главу города избирали теперь депутаты городской Думы из своего состава, а мэра нанимала комиссия с участием представителей президента республики. И хотя новые правила должны были распространиться только на следующий состав городского законодательного органа, депутаты избрали городским главой Хаджи-Даута Тамбиева и приняли на работу мэра Петра Коротченко. Общенародные выборы мэра отменил суд.
Но к середине прошлого года мэр Коротченко перестал устраивать Ислама Бурлакова. Сценарий повторился: став мэром, сторонник судьи стал искать дружбы президента и поспешил уволить своего «неблагонадежного» первого заместителя Пахата Байрамукова. Тогда в суде вспомнили, что мэр Коротченко был назначен с изъяном -- под контрактом не было подписи представителя президента республики. Глава города Тамбиев уволил Коротченко и назначил мэром Байрамукова. В мэрии опять началось двоевластие.
В ноябре 2006 года администрация президента республики провела экстренное заседание городских депутатов прямо в доме правительства. На него пришли десять депутатов, лояльных г-ну Коротченко и президенту Батдыеву. Глава Черкесска Хаджи Тамбиев и четверо его сторонников заседание бойкотировали, но собравшиеся все равно лишили его полномочий. Исполняющим обязанности мэра был назначен Махар Эбзеев, первым замом -- Петр Коротченко.
Суд, однако, обратил внимание на то, что десять депутатов не образуют кворума, признал решение об отстранении Тамбиева незаконным и наложил запрет на дальнейшую деятельность Думы. Кворум по уставу составляет две трети от списочного состава, то есть от 20 депутатов. Но 20 депутатов в горсовете, избранном еще в декабре 2001 года, не было изначально из-за рекордно низкой явки избирателей. С двух попыток было избрано 18 депутатов, один из них умер, один сложил полномочия и один ушел в республиканский парламент. После того как Хаджи-даут Тамбиев и четверо его сторонников в знак протеста вышли из состава черкесского заксобрания, депутатов осталось десять, и на кворум это явно не тянуло.
Проблему удалось решить возвратом в гордуму одного депутата. 11 законодателей прямо перед новым годом выбрали нового главу города -- Евгения Беланова и назначили мэра -- Петра Коротченко. В ответ Верховный суд республики принял постановление о нелегитимности городской Думы, состоящей из 11 человек. Это помешало провести новые выборы городских депутатов, намеченные на 11 марта этого года. К назначенной дате не только не было ясно, кто входит в состав городского избиркома, но даже не было карты новых избирательных участков: в новой Думе должно быть не 20, а 25 депутатов.
В Черкесске, правда, возникла версия, что 11 старых депутатов специально сорвали выборы, чтобы продлить свои полномочия, а выборы провести в более удобной политической ситуации -- например, когда снизится влияние главы Верховного суда. И судя по энтузиазму Петра Коротченко (чьи мэрские полномочия также оспорены судом), момент настал. На своей победной пресс-конференции он уже анонсировал выборы новой Думы в декабре этого года.
Впрочем, неясно, о каких 12 определениях Верховного суда КЧР, отмененных Верховным судом, говорил г-н Коротченко. 30 мая в надзорной инстанции коллегии Верховного суда России по гражданским делам действительно разбиралась частная жалоба по иску Евгения Беланова и ряда других граждан по вопросу о неправомочности состава депутатов городской Думы и досрочного прекращения их полномочий и полномочий мэра. В качестве ответчиков значатся Дума Черкесска и глава муниципального образования Черкесск. Видимо, речь идет о ситуации конца прошлого года, когда глава города Хаджи-Даут Тамбиев увольнял мэра Коротченко и ссорился с теми из депутатов, которые его поддерживали. Определение суда первой инстанции отменено, вопрос решен по существу, но не до конца ясно, в каком именно составе городская Дума теперь сможет работать.
Кроме того, в последние дни в столице Карачаево-Черкесии появились слухи о том, что решение высшей квалификационной коллегии относительно грядущей отставки Ислама Бурлакова может оказаться неокончательным. В любом случае до сентября он продолжает возглавлять Верховный суд республики, а это значит, что противостояние пока далеко от финала. Даже если Ислам Бурлаков осенью оставит кресло председателя Верховного суда КЧР, декабрьские выборы городской Думы обещают стать серьезным испытанием для сторонников президента Батдыева.