Время новостей
     N°98, 07 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2007
"Переименование не придаст независимости"
Известные юристы поделились с корреспондентами "Времени новостей" своим мнением об изменении полномочий прокуратуры и перспективах создания Следственного комитета.

Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ, бывший первый зампрокурора Москвы:

-- Принятие этого закона приведет к усилению президентской власти и к ослаблению прокуратуры. Это явление очень опасное. Те, кто утверждал и продвигал закон, говорили, что теперь прокуроры не смогут брать взятки. Правильно, некоторые нечестные прокуроры за счет своей власти обогащались, это не секрет. Но, с другой стороны, усиливается влияние других ведомств, которые теперь могут спокойно вертеть делами так, как они захотят, и прокурор практически не может повлиять на это. Уголовные дела теперь будут чаще инициироваться специально с целью получения денег. Это есть и сейчас, но не в таких масштабах. Теперь у прокурора связаны руки. Это опасно для общества, мы скоро убедимся в этом.

Генри РЕЗНИК, президент адвокатской палаты Москвы:

-- Так, как это сделано, может принести только вред. Теперь фактическую ликвидацию прокурорского надзора можно компенсировать только усилением судебного контроля. В настоящее время это представляется абсолютно невозможным при стилистике нашей судебной системы, которая практически всегда стоит на стороне следствия. Поэтому уровень защищенности прав граждан в уголовном процессе сильно снизится.

Юрий БАГРАЕВ, генерал-майор юстиции в запасе, бывший сотрудник Главной военной прокуратуры:

-- Эта идея не нова. Я только за подобную реформу. Нужно понимать, что это лишь первый шаг. Речь идет о создании единого следственного аппарата, который должны утвердить уже к 1 января 2008 года. Его рабочее название -- Федеральная служба расследований. Эта структура объединит все следственные аппараты: прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСКН. И это прекрасно. Наконец-то мы возродим профессию следователя. Надеюсь, что благодаря этому закону появятся профессионалы, а значит, повысится качество расследования дел. Я считаю, что единая следственная структура -- единое соблюдение законов. Все будут работать за общее дело, не будет ведомственной раздробленности.

Противники этой идеи говорят, что следствие вывели из прокурорского надзора. Но ведь раньше прокуратура одной рукой расследовала, а другой сама за собой надзирала, чему также возмущались. А теперь вместо прокурорского надзора будет внутренний ведомственный контроль. Как это пойдет, не знаю. Но, во всяком случае, хуже уж не будет.

Михаил БУРМИСТРОВ, член Московской коллегии адвокатов: -- Дело не в том, как организовать работу, а в том, чтобы люди неукоснительно выполняли предписание закона. Все забыли о международных нормах, в основе которых лежит принцип презумпции невиновности. Вот если это будет исполняться в нашей стране, то мне все равно, кто будет вести следствие -- милиция или, к примеру, пожарные, главное, чтобы это делалось профессионально и законно. Пока же, как я считаю, эти изменения приведут к еще худшему. Время покажет, может, я и ошибаюсь.

Михаил ХАЙМОВИЧ, член Петербургской объединенной коллегии адвокатов:

-- На заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам замгенпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что представленный вариант законопроекта противоречит Конституции и международным нормам и его принятие приведет к масштабным нарушениям прав человека. Такая точка зрения характерна для некоторых сотрудников прокуратуры, которые теперь теряют часть политического влияния. Это влияние было основано на возможности возбуждения уголовных дел против чиновников и предпринимателей, которых выводят из игры или которые в результате становятся более «сговорчивыми».

Некоторые эксперты считают, что создание СК -- действие, направленное на борьбу с коррупцией, поскольку следователь, ведущий дело, и прокурор, представляющий обвинение в суде, не будут скреплены ведомственными узами. На мой взгляд, обе точки зрения грешат категоричностью. Нарушения Конституции или международных норм в положениях закона я не увидел, а уж нарушений прав человека в ходе уголовного преследования и ранее было предостаточно.

Общий уровень коррупции в стране предполагает участие правоохранительных органов в процессе перераспределения собственности. Теперь «главными по зачистке» станут следователи СК, а не прокуроры. Такими методами коррупцию не искоренишь и на малую толику. Дело в том, что прокурорская система построена централизованно, где нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, наверху -- генеральный прокурор. И сейчас в рамках Генпрокуратуры имеется следственная часть, следственное управление. Переименование не придаст независимости, просто внутри прокуратуры возникнет отдельная мощная структура, деятельность которой будет определяться не генпрокурором, а начальством повыше.

Вспомните, сколько раз в советское время разукрупняли совхозы или парткомы, сколько раз меняли структуру правительства в новой России. От этого экономика развивалась, или чиновников меньше становилось, или они меньше брать стали? Так же и здесь. Просто перед выборами идет тонкая настройка «вертикали», чтобы не подвела.




Что больше не сможет делать прокурор

-- Возбуждать уголовные дела.

-- Отказывать в возбуждении уголовного дела.

-- Проводить предварительное расследование и участвовать в нем.

-- Давать согласие следователю на возбуждение уголовного дела.

-- Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения.

-- Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования.

-- Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу.

-- Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу, отменять постановление следователя о прекращении предварительного следствия и возобновлять его.

-- Задерживать подозреваемого на 48 часов в качестве меры процессуального принуждения

-- Избирать меру пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого.

-- Освобождать подозреваемого.

-- Уведомлять родственников подозреваемого о его задержании.

-- Вызовы прокурора больше не обязательны для подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, понятых и гражданских ответчиков.

-- Признавать лицо потерпевшим по делу, гражданским истцом и гражданским ответчиком.

-- Обеспечивать подозреваемого или обвиняемого по его просьбе защитником.

-- Привлекать понятого для удостоверения факта производства следственного действия.

-- Ходатайствовать перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Продлевать сроки содержания под стражей. Отменять и изменять меру пресечения.

-- Применять к подозреваемому, обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество. А к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту переводчику и понятому -- обязательство о явке, привод и денежное взыскание.

-- Принимать ходатайства от всех участников предварительного следствия о производстве процессуальных действий для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

-- Признавать за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию.

-- Проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, принимать по нему решение, требовать документальных проверок и ревизий.

-- Направлять уголовные дела для производства предварительного расследования, соединять их и выделять в отдельное производство.

-- Требовать от следователей согласования с ним постановления о возбуждении уголовного дела.

-- Получать от следователей после возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий это уголовное дело.

-- Продлять срок предварительного расследования.

-- Принимать решение о производстве предварительного следствия в случае его сложности или большого объема следственной группой.

-- Давать санкцию следователю на выемку документов, содержащих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

-- Устанавливать вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут стать основанием для возобновления производства по уголовному делу, проводить по ним расследование.

-- Вступать с инициативой возбуждения уголовных дел в отношении особой категории лиц: членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и других уровней, генпрокурора, прокурора, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного суда и иных судей, председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, в отношении уполномоченного по правам человека РФ, в отношении прекратившего свои полномочия президента и кандидата на этот пост, членов избиркомов и др.

Что прокурор делать сможет

-- Осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Право прокурора перепоручать это в отдельных случаях дознавателям или следователям теперь отменено.

-- Осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

-- В ходе досудебного производства уполномочен:

-- проверять исполнение требований федерального закона при приеме сообщений о преступлениях;

-- выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

-- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе следствия и дознания;

-- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования;

-- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения;

-- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;

-- рассматривать информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

-- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

-- отстранять дознавателя от расследования;

-- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

-- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому по подследственности; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю СК при прокуратуре;

-- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

-- возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

-- В случае несогласия следователя с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться с этими требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа. Если и тот не дает согласия, то прокурор вправе обратиться с этим к председателю СК. Если и тогда прокурор получает отказ, то может обратиться со своими требованиями к генпрокурору, решение которого будет окончательным.

-- Давать согласие на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий.

-- Давать согласие дознавателю на возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

-- Давать отвод дознавателю.

-- Рассматривать жалобу в течение трех суток со дня ее получения.

-- Поручать органам дознания проводить проверку по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ. Требовать от редакции передать имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы.

-- Незамедлительно получать копии постановления следователя и дознавателя о возбуждении уголовного дела. Признавать такие постановления незаконными и необоснованными и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела

-- Принимать жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления.

-- Определять подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования.

-- Разрешать споры о подследственности уголовного дела.

-- Рассматривать поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение десяти суток принять по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

-- Отменять меру пресечения в виде заключения под стражу, если установит, что следователь нарушил установленные кодексом правила соблюдения сроков заключения, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек.

Подготовила Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Реформа силовых ведомств