На подступах к местечку Хайлигендамм, где вчера открылся саммит «большой восьмерки», случилось худшее из того, что накануне могли предположить полиция и силы безопасности. Ранним утром толпа протестующих приблизилась, по сути, вплотную к защитному ограждению, которым по периметру длиной в 12 километров обнесена территория, где собрались лидеры. Несмотря на относительно мирное настроение протестующих, для полиции такой поворот событий послужил сигналом для
отказа от стратегии «деэскалации» в отношении антиглобалистов и примкнувшей к ним хулиганствующей молодежи.
Взаимные договоренности полиции и протестующих об отказе от насилия были нарушены самими антиглобалистами. Руководство движения «Аттак», основной протестной силы в дни саммита «большой восьмерки», фактически отказалось от данных ранее обещаний соблюдать установленный властями и судебными решениями регламент. При этом лидеры «Аттак» сохраняли внешнее спокойствие. «Мы не призываем наших сторонников к столкновениям с полицией, -- сохраняя подчеркнуто мужественное спокойствие в голосе, сказала «Времени новостей» германский координатор движения Сабине Лайдиг. -- Наши сторонники соблюдают законы и выражают свой протест в рамках гражданского неповиновения».
При этом неповиновение на всем отрезке балтийского побережья от Ростока до Кюлюнгсборна, где расположен пресс-центр саммита, выходило за пределы допустимого. В непосредственной близости к защитному ограждению оказалось более шести тысяч противников саммита. Большинство подъездных путей и к Хайлигендамму, и к Кюлюнгсборну было блокировано антиглобалистами, полицией, а некоторые теми и другими вместе. Чтобы преодолеть в обычной обстановке примерно 15-километровый путь из гостиницы в пресс-центр, корреспондентам «Времени новостей» в поисках надежных объездных путей пришлось колесить больше двух часов, прежде чем полицейский кордон не вывел их на «относительно надежный» маршрут через самые захолустные мекленбургские деревушки, добраться куда оказалось не под силу даже отъявленным хулиганам. В окрестностях ранним утром полиции с помощью водометов и слезоточивого газа удалось оттеснить протестующих и взять под свой контроль часть федеральной трассы 105, ведущей к Кюлюнгсборну.
Хрупкий лед перемирия сторон, сохранявшийся после кровавого
побоища в Ростоке в прошлую субботу, был окончательно разрушен. На фоне проходивших в истекшие выходные дискуссий о границах дозволенного для сил безопасности и полиции вчера Ангела Меркель безраздельно встала на защиту последних. «Глобализация уже существует в мире, хотим мы этого или нет, -- сказала канцлер Меркель перед прессой. -- Наша задача в том, чтобы выстроить глобализацию по-человечески».
Ангеле Меркель сейчас можно только посочувствовать. Вчера, в день открытия, она явно не была хозяйкой на этом саммите. Если правила жизни в Хайлингендамме диктуют антиглобалисты, то характер дискуссий определяют Джордж Буш и Владимир Путин.
Президент США заранее объявил, что ни за что не подпишется под планами Меркель по защите климата. А откровения Путина по поводу российской реакции на размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе явно потрясли лидеров «восьмерки».
Вчера перед формальным открытием встречи «восьмерки», которое прошло за ужином, канцлер встретилась и с американским, и с российским президентом. Причем обе встречи должны были определить, станет ли саммит в Хайлигендамме успешным с точки зрения Германии.
По прибытии в Германию Буш назвал нынешнего канцлера «выдающейся женщиной». Когда их вчерашняя встреча подходила к концу, американский президент расчувствовался и сказал г-же Меркель: «Ценю твою силу руководителя в этом кругу». Тем не менее для канцлера эта встреча прошла безуспешно. Американский президент хотя и сообщил об идеологической близости с Меркель, подтвердил и свои разногласия с ней. «У меня сильное желание работать с вами по посткиотскому соглашению, по тому, как достигнуть основных целей. Одной из них является уменьшение выбросов в атмосферу парникового газа», -- сказал Буш. Но это желание не настолько сильное, чтобы согласиться на германские предложения зафиксировать конкретные цели по сокращению выбросов (как уже сообщалось, ФРГ предложила странам «восьмерки» подписаться под намерением сократить к 2050 году объемы выбросов углекислого газа на 50% по сравнению с уровнем 1990 года, а также способствовать снижению температуры на земле на два градуса). «Мы выступили против цели о снижении температуры на два градуса, и мы не одиноки в этом -- Япония, Россия, Канада и большинство других стран, с представителями которых я говорил, по разным причинам не поддерживают это предложение», -- приводит Reuters слова старшего советника президента США по климатическим вопросам Джеймса Коннотона.
Но воинственный настрой
Владимира Путина, пообещавшего перенацелить российские ракеты на Европу, может вообще помешать обсуждению климата. Ангела Меркель не скрывала накануне, что спор Путина и Буша может заслонить ключевые темы саммита -- климат и
помощь Африке.
Вчера утром немецкие СМИ со ссылкой на правительственные круги сообщили, что г-жа Меркель хочет на личной встрече попросить Путина не превращать саммит в спор с Америкой. С предложения поговорить о климате она и начала беседу -- по крайней мере ту ее часть, что была открытой для прессы. Беседа продолжалась 15 минут, и, как сказал потом Путин, речь шла о «порядке работы, повестке дня».
Хотя после всего, что наговорили за последние дни лидеры «восьмерки», предотвратить «второй Мюнхен» очень трудно. Претензии или хотя бы вопросы к Путину накопились у доброй половины лидеров «восьмерки».
Джордж Буш, который сегодня проведет переговоры с Путиным в Хайлигендамме, а уже через три недели будет принимать «друга Владимира» в семейной резиденции под Бостоном, вчера убеждал журналистов в том, что никаких военных угроз со стороны России или, наоборот, в ее отношении не существует. «Россия не враг. Россия не собирается нападать на Европу. Нет необходимости в военном ответе, потому что мы не находимся в состоянии войны с Россией. Угроза от России не исходит», -- сказал он в беседе с американскими журналистами. Однако, говоря о предстоящих переговорах, признал: «Разногласия будут. Такова жизнь». На вопрос журналистов, будет ли сегодняшняя встреча напряженной, Буш ответил: «Может быть», но пообещал: «Я буду работать над тем, чтобы эта встреча не была напряженной».
Британский премьер Тони Блэр, уходящий через две недели со своего поста, похоже, таких стараний прилагать не намерен. Он вчера перед вылетом в Германию выступал в парламенте и сказал много неприятного для Москвы. «Лично я думаю, что тесные взаимоотношения между Европой и Россией важны, но они могут быть устойчивыми, если они базируются на общих ценностях. Если же нет, то последствия могут быть такими, что люди в Европе захотят минимизировать отношения (с Россией. -
- Ред.), -- сказал Блэр. -- Мы хотим хороших отношений с Россией, но это может быть сделано только на основе того, что у нас есть общие принципы и общие ценности». А в интервью ВВС Тони Блэр сказал, что «со стороны русских было бы очень разумно развеять опасения, которые появились в Европе по поводу развития событий в России». Он также сказал, что «нам (с Путиным.
-- Ред.) придется поговорить» о ситуации вокруг обвинений, которые королевская прокуратура предъявила Андрею Луговому. «Мы знаем, какие аргументы здесь есть у русских. Но мы не можем позволить, чтобы кого-то убили на территории Британии таким образом и чтобы за этим ничего не последовало», -- объяснил Блэр.
Похоже, лидеры «восьмерки» забыли, что у Путина есть ответ на любой их вопрос. Сегодня им придется вспомнить об этом и, возможно, пожалеть о своей любознательности.