Россия не будет поднимать вопрос о выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) на чрезвычайной конференции в Вене, заявил вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, намеченная на 12--15 июня конференция,
которая будет созвана по инициативе Москвы, призвана стать форумом, где Россия в очередной раз изложит свои озабоченности и подробно ответит на все вопросы. «Мы также заинтересованы выслушать ответы наших коллег, партнеров по договору на нашу обоснованную озабоченность по поводу того, что они этот договор не выполняют», -- заявил г-н Лавров. Министр уточнил, что сам он не будет участвовать в работе конференции. Российскую делегацию возглавит руководитель одного из профильных департаментов МИДа, которому предстоит высказать претензии по поводу нератификации партнерами России адаптированного ДОВСЕ.
Напомним, что в апреле, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию, Владимир
Путин заявил, что считает целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией положений ДОВСЕ - «во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и так, как это сегодня делает фактически в одностороннем порядке Россия, не начнут его строго исполнять. Пора наконец и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений. Они ведь только увеличивают их». Российский президент обвинил западные страны в том, что, «не ратифицируя под надуманным предлогом ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз».
О том, что Россия ввела мораторий на исполнение ДОВСЕ, объявил 23 мая первый вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, Россия не будет принимать иностранных инспекторов и посылать уведомления о перемещении войск. Первый вице-премьер подчеркнул, что Россия не выходит из ДОВСЕ, а лишь приостанавливает его исполнение.
Следующим шагом мог стать выход России из ДОВСЕ.
Однако воинственная риторика сменилась дипломатической. Эксперт Института национальной безопасности и стратегических исследований Борис Халоша в беседе с «Временем новостей» заметил, что для России «невыгодно в одностороннем порядке выходить из ДОВСЕ -- особенно сейчас, когда с расширением НАТО руководство Альянсом смещается от центра к отдельным странам». По мнению эксперта, на конференции в Вене наша страна «надеется прояснить позицию партнеров по адаптированному договору, желает присмотреться к расширившемуся Альянсу».
В ноябре 1999 года в Стамбуле все участники устаревшего ДОВСЕ образца 1990 года подписали Соглашение об адаптации договора к новым условиям. Однако к настоящему времени из 30 участников договора обновленный документ ратифицировали лишь Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия. Страны НАТО, число которых увеличилось с 19 до 26, воздерживаются от ратификации, увязывая этот шаг с выводом российских войск из Молдавии и военных баз из Грузии.
В беседе с корреспондентом «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Белоус отметил: «С момента подписания адаптированного ДОВСЕ Россия в Приднестровье в присутствии наблюдателей ОБСЕ уничтожила и вывела 364 единицы вооружений и военной техники. Вывод российских баз из Грузии будет полностью завершен в 2008 году. Так что все обязательства по договору Россия выполняет. В Грузии находятся российские миротворцы, а в Молдавии -- ограниченные подразделения, охраняющие боеприпасы, оставшиеся в Приднестровье. Эти подразделения не имеют никакого отношения к адаптированному ДОВСЕ».
Вчера Сергей Лавров подтвердил, что Россия не принимает «искусственные увязки» в отношении ДОВСЕ. По его словам, они «не имеют никакой юридической силы, и те, кто их выдвигает, уже давно нам сказали, что это не правовые увязки, а политические». Глава российской дипломатии считает: «Если политическими привязками тормозить выполнение юридических обязательств, то так далеко не уедешь. Поэтому мы выслушаем всех участников конференции». Итоги конференции в Вене будут доложены российскому президенту и правительству, Совету безопасности. «И там будут приниматься решения о том, как жить дальше», -- сказал вчера Сергей Лавров.