Время новостей
     N°98, 07 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2007
Взгляд на 20 лет вперед
На Санкт-Петербургском экономическом форуме будет презентован новый глобальный проект развития Урала
В конце этой недели в Санкт-Петербурге, где будет проходить Петербургский экономический форум, соберется, без преувеличения, вся страна. В работе форума примут участие президент Владимир Путин, почти все федеральные министры, экономисты и бизнесмены со всего мира. Мероприятие обещает стать одним из главных событий в экономической жизни страны. Тем более что главная тема форума -- взгляд на будущее страны. Ключевое пленарное заседание форума будет называться «Россия. Сценарий-2020». Организаторы форума планируют развернуть дискуссию о возможных путях развития страны. Речь не будет идти о прогнозах цен на нефть или перспективах предстоящих выборов. Участники форума попытаются смоделировать различные социально-экономические модели развития страны.

Одним из главных посылов должна стать модернизация отечественной экономики. На форуме будет работать выставка инвестиционных проектов, благодаря которым возможна коренная модернизация экономики. Кроме того, в рамках форума пройдет очередное заседание Инвестиционной комиссии по отбору проектов для финансирования за счет инвестиционного фонда.

Участникам форума будет презентован крупнейший российский инвестиционный проект «Урал промышленный -- Урал Полярный».

По мнению заместителя генерального директора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, этот проект по своему масштабу сравним с Байкало-Амурской магистралью. «По-хорошему это образец того, как наиболее оптимально распорядиться средствами инвестфонда. Реализация проекта даст не только экономический, но и громадный социальный эффект за счет строительства добывающих предприятий и создания новых рабочих мест».

По оценкам экспертов проекта, освоение Приполярного и Полярного Урала даст импульс развитию экономики России примерно на двести лет вперед. Дело в том, что в регионе, обеспечивающем 45% продукции черной металлургии, 40% цветной и 35% отечественного машиностроения, сырьевые запасы находятся на грани полного исчерпания. Уже более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, приходится везти из мест, удаленных на 2, а то и 3 тыс. километров.

Причем значительная часть сырья завозится из зарубежных стран. Например, из Казахстана ежегодно привозится более 20 млн тонн угля, из того же Казахстана и с Украины -- свыше 10 млн тонн железной руды. От 70 до 100% потребностей в марганце, хроме и медном концентрате покрываются за счет поставок из Грузии, Турции, с Украины и из Монголии. Это ставит оборонную промышленность в уязвимое положение зависимости от зарубежных поставок. А всю экономику -- в зависимость от резких колебаний мировых цен. Мировые цены на железную руду, например, выросли с 1999 года почти втрое. Кроме того, эти поставки создают большую нагрузку на железную дорогу. Ежегодно для этих целей задействуется порядка 300 тыс. вагонов, идущих только в один конец по нескольку тысяч километров.

Проект предусматривает строительство двух железных дорог -- на полуостров Ямал и Салехард--Надым общей протяженностью 1250 км. Благодаря этому открывается путь к эксплуатации 36 млрд тонн угля, 60 млрд тонн железных руд, 1,5 млрд тонн марганцевых руд, 1,1 млрд тонн бокситов, а также огромным запасам углеводородного сырья: 1,4 млрд тонн нефти, 225 млрд кубометров газа и 2 млн тонн конденсата. При этом общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения этих территорий, по оценкам Уральского отделения РАН, составляет порядка 290 млрд долларов.

Прямой экономический эффект от сокращения путей доставки сырья в промышленные центры Южного Урала может составить порядка 4 трлн руб., и еще 4,5 трлн должен принести переход на отечественное сырье. При этом вложения в проект составят лишь 350 млрд руб. За счет инвестиционного фонда планируется привлечь лишь одну пятую всех затрат. Примерно столько же готовы дать региональные бюджеты, а все остальные деньги проинвестирует частный бизнес. Интерес к проекту уже проявили более 20 компаний. Планируется, что возврат бюджетных средств произойдет через шесть лет после старта проекта. А общий доход бюджетов всех уровней за период эксплуатации новых месторождений составит свыше 40 трлн рублей.

По словам директора «ЦСР-Регион» Олега Войтенко, проект интересен не только возможностями освоения богатого сырьем региона, но и своим социальным эффектом. Проект поможет решить транспортные вопросы, создать высокооплачиваемые рабочие места, привлечь в регион квалифицированных специалистов.

Таким образом, Петербургский форум станет не только местом обсуждения глобальных идей развития экономики на десятилетия вперед, но и площадкой для вполне конкретных проектов, которые смогут коренным образом изменить экономическую ситуацию в России и привлечь инвесторов в регионы.

Сергей СМИРНОВ