|
|
N°98, 07 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На берегу Рубикона
Месяц удачно начался премьерой на «Первом» казахско-американско-франко-российского «Кочевника», в котором совокупно проявились лучшие качества четырех упомянутых кинематографий. Рассказ о, прямо скажем, малоизвестных нам событиях истории азиатских стран XVI века оказался и романтическим, и динамичным -- несомненно, это лучший фильм в майском телекинопоказе. Особая благодарность исполнителям конных номеров.
А затем каналы словно бы вступили друг с другом во взаимные прения и диалоги.
«Цирковые трагедии» (ТВ-Центр) и «Зверская ярость» («Громкое дело», РЕН ТВ) с рассказами о том, насколько сложно и опасно это искусство, показали, какую скверную пародию на него представлял «Цирк со звездами» («Первый»). А в программе «Юрмала. Международный фестиваль юмористических программ» («Россия») Геннадий Хазанов вдруг под неизбежные аплодисменты публики прочитал пастернаковское «Быть знаменитым некрасиво...», в полной мере относящееся и к нынешним телезвездам. Тема была продолжена «РRвокацией» («Проект «Отражение», РЕН ТВ), где на примерах из Библии и деятельности известного Ивана Шаповалова снова был подтвержден этот бессмертный тезис поэта. В этом же ключе оказался и выпуск «Чистосердечного признания» (НТВ) о людях, как сейчас принято говорить, «проблемных», уже по анонсу которого можно было понять, что смотреть его не стоит, потому что качать рейтинги из подробной темы и в самом деле некрасиво.
Жанр телевизионного скетча в «6 кадрах» (СТС), «Дальних родственниках» (РЕН ТВ), «Зачем вы девочки?» и «Женской лиге» (ТНТ), поддержанный союзническими действиями программы «Слава Богу, ты пришел!» (СТС), где артистическое дуракаваляние оказывается в самом деле плодотворным, совершил массированный удар по, сами знаете, каким юмористическим передачам.
«Документальная камера» («Культура») продолжает свою просветительскую деятельность, как и «Другое кино с Кириллом Серебрянниковым» (ТВ-3), дающее понять, что загадочным словом «артхаус» называется просто то самое кино, каким оно и должно быть.
Фильмы о «Шестидневной войне» на Ближнем Востоке («Документальное кино Леонида Млечина», ТВ-Центр) с подробным изложением мировых военных и политических перипетий середины 1960-х годов во многом объяснили причины отечественных технических достижений, представленных в цикле «Секретные проекты» («Культура»), особенно об испытанной тогда на Урале военной «подземной лодки» с ядерным двигателем. Новый цикл продолжает и развивает безбрежную тему, давно разрабатываемую «Ударной силой» («Первый»). И как-то уж очень удачно к ней примкнули сообщения в выпусках новостей об испытательных пусках новых ракет на полигонах в Плисецке и Капустином Яру.
А вот вечером 22 мая сразу по окончании программы «Кто мы? Реформы по-русски» («Культура») с рассказом Феликса Разумовского об Александре Первом, завершившимся упоминанием о создаваемой им Конституции России, на «Первом» начался выпуск программы «Искатели. Тайный проект императора», целиком посвященный именно этому событию. А 29 мая обсуждение проблемы роковой женщины в жизни и литературе («Апокриф», «Культура») удачно продолжила вторая часть фильма «Про это, поэта и Лилю Брик» («Первый»).
В связи со всем вышесказанным встает вопрос, поставленный сериалом «Рим» (НТВ): Гай Юлий Цезарь и Секст Гней Помпей -- кто более нынешней истории ценен? Особенно телевизионной -- создается впечатление, что наше современное ТВ, если не перешло некий качественный Рубикон, то по крайней мере топчется на его берегу.
Персоны месяца. Евгений Велихов, Владимир Федосеев («Линия жизни», «Культура»), Елена Гагарина («Сто вопросов взрослому», ТВ-Центр), степ-группа «Бешеные набойки» («Минута славы», «Первый»).
Сергей ФОМИН, «Телефорум»