«Дайте дешевый газ с электричеством и отмените кассовые аппараты!» Таковы на сегодняшний день основные требования
малого бизнеса к экономическим властям. Эти заявления прозвучали и на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве. Премьер Михаил Фрадков, к которому был обращен прямой призыв из уст главы Министерства экономического развития и торговли Германа Грефа («Михаил Ефимович, только ваше вмешательство»), на минуту задумался, стоит ли ради «малышей» идти против Минфина, который высоко ценит президент.
Несмотря на заступничество главного экономиста страны, а также лоббизм председателя Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова и главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, премьер не спешил с решением. Он повел себя соответственно своему опыту работы в силовых структурах: «Чтобы принять, как вы говорите, политические решения по кассовым аппаратам и доступу к сетям, я должен понять. Эти
льготы, которые мы, может быть, должны дать малому бизнесу, кому мы даем? Не спекулянтам ли?»
В общем, исходя из некой ему одному известной ментальности народа, г-н Фрадков все пытался понять: является ли малый бизнес собственником, частником, спекулянтом или еще пока никем? Дозрел ли до того, чтобы высокие руководители принимали ради них, «малышей», большие политические решения?! Президент ОПОРЫ Сергей Борисов сказал, что малый бизнес созрел давно, стал полнокровным собственником и проблема отмены кассовых аппаратов -- это вопрос качества и эффективности работы. Правительственный защитник предпринимателей Герман Греф назвал борьбу Минфина за кассовые аппараты «глупостью, не имеющей под собой никаких мотиваций». «Мы по косточкам разбирали необходимость наличия кассовых аппаратов (ежегодно затраты на их содержание обходятся малому бизнесу в 20 млрд руб.) на совещаниях у вице-премьера Александра Жукова, и никто не сумел убедительно доказать, зачем они. Их отмена была бы большим подарком», -- трепетно пояснял г-н Греф.
Позицию Минфина пояснить было некому, Алексей Кудрин отсутствовал, а премьер продолжал как бы раздумывать по ходу пьесы. Тем более что был повод отвлечься -- главу правительства кое-что чрезвычайно задело. Г-н Греф сообщил вроде бы между прочим: «По опросам, школьники не желают идти в бизнес, а хотят быть либо чиновниками, либо работать в правоохранительных органах». «Это по каким опросам? Кого?» -- прямо-таки вскипел премьер, видимо, до сего момента искренне считавший, что нынешние экономические власти показывают молодому поколению преимущества исключительно рыночной, свободной экономики, а не чего-то до боли знакомого с советских пеленок. «По опросам ОПОРЫ, -- невозмутимо заметил г-н Греф и продолжил: -- Статистика печальная, за два года число таких школьников выросло».
«А вы среди каких школьников проводили опрос -- младших или старших?» -- с надеждой, достойной упорства, поинтересовался премьер у главы ОПОРЫ Сергея Борисова. «Среди старших, -- ответил тот. -- Они знают грустный опыт родителей. И откровенно говорят обо всех проблемах». В этом смысле чиновники и силовики лучше, так уж выходит по мнению школьников, особенно учеников старших классов.
«А чиновниками каких ведомств они хотят стать?» -- задал еще один вопрос премьер, имеющий колоссальный опыт в умении не поддаваться на провокации. «Налоговых», -- ответил г-н Борисов.
На фоне выбора молодежи в пользу диктатуры государства проблемы малого бизнеса даже перестали звучать. А тут еще подлил «кипяточку» один из членов совета, представитель строительного бизнеса Андрей Гусаров, который до вчерашнего дня не отличался активностью. Он заявил, что, по опросам, в бизнес больше не хотят идти женщины и запрещают своим детям. Более того, они не желают даже замуж выходить за обычных бизнесменов -- боятся. «Только за олигархов», -- пошутил премьер. Предприниматели натуженно промолчали, видимо, вспомнив про Краснокаменск.
Глава РСПП Александр Шохин постарался всех вернуть к реальности. Несмотря на то что он представлял как раз олигархический бизнес, интерес в бесплатном подключении к сетям оказался универсальным. Г-н Шохин сказал, что для такого шага достаточно трехлетнего переходного периода.
Премьер, услышав запрос, ответил: «У нас еще нет таких возможностей, чтобы все сено было убрано крупным, олигархическим бизнесом. И даже не знаю, какие при этом минимальные взятки нужно платить чиновникам». Тут г-н Борисов заступился за товарищей из крупного бизнеса: «Присоединение к сетям составляет примерно 20% стоимости в буханке хлеба». «Мы пойдем решительно, Герман Оскарович, -- заявил премьер. -- Мы и по кассовым аппаратам, и по сетям принимаем, готовим решения». И все праздновали победу, хотя главного слова «отмена» так и не прозвучало.