Вчера глава российской дипломатии заявил, что удивлен
реакцией Токио на его поездку на Южные Курилы. "Не думаю, что мне запрещено передвигаться по российской территории. Мне вообще удивительно это слышать", -- сказал Сергей Лавров. В воскресенье министр побывал на Кунашире, Шикотане и острове Танфильева Малой Курильской гряды. На это генсек кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки с неудовольствием призвал позаботиться, чтобы «такие поездки высокопоставленных членов российского правительства не оказывали негативного влияния на японcко-российские переговоры по территориальной проблеме».
Завтра японский премьер Синдзо Абэ собирается напомнить российскому президенту о желании Токио заполучить Южные Курилы во время встречи в ходе саммита «восьмерки» в Германии. Накануне саммита президент Владимир Путин заявил, что не считает Южные Курилы «спорными», ибо Россия получила их по итогам второй мировой войны и это закреплено «в международном праве, в международных документах». Владимир Путин напомнил о декларации 1956 года, по которой СССР в качестве жеста доброй воли обещал Японии передать Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Парламенты обеих стран ратифицировали декларацию, «но наши японские партнеры вдруг неожиданно отказались от этого документа». «Согласитесь, что в таких условиях нам непросто находить общее решение», -- сказал Владимир Путин.
В Сеуле на шестой встрече глав МИДов стран -- участниц Диалога по сотрудничеству в Азии Сергей Лавров затронул и другую проблему: корейский ядерный кризис. Пхеньян отказывается выполнять договоренности по замораживанию ядерных объектов, поскольку США не вернули Северной Корее деньги, замороженные в 2005 году в банке «Дельта Азия» китайского Макао.
Лавров вчера обратил внимание, что "американские санкции" мешают переговорам по Северной Корее: "Проблема создана не нами, она целиком и полностью американская". Сейчас ни один банк не хочет брать эти деньги, опасаясь финансовых репрессий со стороны США. После консультаций с Пхеньяном, Сеулом и Пекином Москва предложила схему выхода из тупика. Вчера ее раскрыл замглавы МИДа Александр Лосюков: «Если американская сторона даст письменные гарантии непринятия в будущем против наших финансовых институтов санкционных мер, мы будем готовы изучить возможность перевода этих денег в один из российских банков, где правительство КНДР имеет счета».