Время новостей
     N°237, 26 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2001
В борьбе за репутацию
Владимир Путин заслушал отчет верных милиционеров
Глава МВД Борис Грызлов вчера впервые в качестве главного милиционера страны провел такое ответственное мероприятие, как подведение итогов работы своего ведомства в уходящем году. Учитывая, что его назначение на этот пост весной имело особое политическое значение и ознаменовало для милиции, без преувеличения, начало «новой эры», поддержать своего бывшего соратника по партийным битвам в штаб-квартиру МВД на Житную,16, приехал лично Владимир Путин. Впрочем, только одной поддержкой президент не ограничился и, открывая расширенное заседание коллегии министерства, в своей речи указал стражам порядка новые стратегические задачи. Всего их было выделено пять: обеспечение безопасности личности и общества, борьба с терроризмом и экстремизмом, обеспечение «благоприятного делового климата в стране», противодействие наркобизнесу (это направление г-н Путин охарактеризовал как борьбу «за выживание нации») и контроль над миграционными процессами (как известно, несколько месяцев назад в России миграционная служба была упразднена, а ее функции переданы милиции).

Изложенные президентом наставления руководителям МВД и их ответные заявления многие наблюдатели в самом этом ведомстве расценили как деликатную корректировку курса реформ, провозглашенного Борисом Грызловым вскоре после своего прихода. До сих пор, говоря о проводимых и намеченных изменениях, министр и его команда обычно особое внимание уделяли налаживанию или даже восстановлению нормальной работы самых «приземленных» милицейских служб -- участковых, патрульно-постовых подразделений и т.д. Объяснялось это тем, что именно на их плечах лежит основной груз поддержания порядка и именно они, чаще всего общаясь с простыми гражданами, формируют отношение общества к МВД. С репутацией же среди простых россиян, как известно, за последние годы у милиции образовались большие проблемы: укрывательство преступлений, «крышевание» и просто банальное хамство милиционеров для людей стали таким же нормальным явлением, как дождь. На фоне изживания всего этого наследства сам министр и его помощники особо не баловали вниманием оперативные службы, занимающиеся более «штучными» и глубокими расследованиями.

Однако президент, отметив все эти моменты как чрезвычайно важные, в речи явно дал понять, что умалять значение служб по борьбе с экономическими преступлениями, оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и т.д. тоже не стоит. И на каждом направлении остановился отдельно, указав, как именно оперативникам следует действовать. Так, одним из приоритетов в декриминализации экономики Владимир Путин назвал борьбу «с административным произволом и давлением на бизнес со стороны недобросовестных чиновников» и сотрудников самих спецслужб. И особо отметил, что «только силовая, «лобовая» борьба с оргпреступностью, наркобизнесом, коррупцией решающего результата не даст», а решать эти проблемы надо с участием ученых, которые должны «серьезно заняться исследованием феномена современной преступности».

В целом же оценку работе МВД, с точки зрения простого милиционера, президент дал несколько двусмысленную. С одной стороны, он заявил, что пока министерству не удается сбить волну преступности -- только за 11 месяцев зарегистрировано уже 2,7 млн преступлений, и при этом резко падают показатели раскрываемости. А с другой -- еще раз призвал милиционеров не класть «заявления граждан под сукно», фиксировать все преступления. Президент сказал, что «ничего страшного в этом нет», «даже если упадет процент раскрываемости».

Сам же Борис Грызлов, очевидно заранее согласовав тон заседания, с необычным для гражданского министра знанием дела также раскритиковал своих подчиненных за вялость в борьбе с коррупцией, касательно наркотиков даже объявил о планируемом «оперативном проникновении в наркоструктуры» и введении особого контроля за банками и фирмами, причастными к наркодоходам».

Говоря же о развитии реформы в предстоящем году, министр сообщил о новой серии намеченных изменений. Уже с 1 января в семи регионах в качестве эксперимента начнет испытываться новая система контроля за учетной дисциплиной милиции. Кроме того, предложено ввести систему «особого контроля МВД» за отдельными региональными управлениями. Если в течение года такого контроля работа УВД будет признана неудовлетворительной, своих постов могут, по замыслу, лишиться как сам начальник УВД, так и тот чин министерства, который инициировал и курировал «контроль» (за то, что не смог исправить ситуацию). Также министр сообщил, что рассматривает вопрос об уменьшении документооборота милиционеров, чтобы освободить их от рутинной бюрократической работы, -- об этом, кстати, сотрудники МВД и вправду мечтают все последние годы.

Виктор ПАУКОВ