Индийская государственная авиакомпания Air India рассматривает возможность приобрести сербского национального авиаперевозчика JAT, которого правительство Сербии намерено приватизировать до конца этого года. Вчера лондонская Financial Times сообщила, ссылаясь на представителей JAT и Air India, что две компании ведут переговоры о «возможном слиянии или партнерстве иного рода».
До сих пор единственным претендентом на покупку JAT был российский «Аэрофлот».
Пресс-секретарь JAT Мирьяна Драгович сообщила Financial Times, что в прошлую пятницу делегация Air India в Белграде знакомилась с состоянием сербской авиакомпании. По мнению г-жи Драгович, Air India намерена приобрести JAT для того, чтобы создать авиационный узел (хаб) в Европе. Анонимный представитель индийской компании подтвердил Financial Times наличие интереса к JAT, но уклонился от более подробных комментариев.
Примечательно, что индийские бизнесмены в Белграде зондировали почву для покупки JAT в тот же самый день, когда генеральный директор этой сербской авиакомпании Небойша Старцевич в Сочи подписывал меморандум о начале переговоров на ту же самую тему с «Аэрофлотом». Наличие двух конкурирующих претендентов на JAT, несомненно, укрепляет переговорные позиции нынешнего хозяина компании -- сербского государства, которое не имеет средств для поддержания убыточной JAT на плаву, но наверняка желает продать ее как можно дороже.
Нынешнее положение и стратегические устремления «Аэрофлота» и Air India во многих смыслах совпадают. Обе компании контролируются соответствующими государствами («Аэрофлот» на 51%, Air India -- на все 100%). Обе в относительно недавнем прошлом были государственными монополиями и сейчас борются за место на рынке с более молодыми коммерческими авиакомпаниями. Исторической специализацией обеих компаний были международные перевозки, но как раз сейчас и «Аэрофлот», и Air India добиваются качественного укрепления своих позиций на внутренних рынках своих стран путем слияния с другими существующими там государственными авиакомпаниями. Air India находится в процессе поглощения внутреннего индийского перевозчика Indian Airlines, а «Аэрофлот» строит дочернюю компанию на базе государственных авиатранспортных активов в сибирско-дальневосточном регионе.
Обе компании заняты масштабным обновлением воздушного флота. Air India в прошлом году купила у американского концерна Boeing 68 пассажирских самолетов -- больше, чем какая-либо другая отдельная авиакомпания на свете. «Аэрофлот» близок к заключению сделки с европейским концерном Airbus на 22 дальнемагистральных лайнера нового поколения A350.
Наконец, и для «Аэрофлота», и для Air India покупка JAT (если она, конечно, состоится) будет первым опытом зарубежной экспансии. «До последнего времени, -- писала вчера Financial Times, -- вряд ли кто-нибудь мог бы ожидать, что Air India ... станет первой в стране авиакомпанией -- участником зарубежного слияния или поглощения». То же самое можно было бы с полным правом сказать и об «Аэрофлоте».