Время новостей
     N°96, 05 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2007
Индийский гость
У «Аэрофлота» появился неожиданный конкурент в Сербии
Индийская государственная авиакомпания Air India рассматривает возможность приобрести сербского национального авиаперевозчика JAT, которого правительство Сербии намерено приватизировать до конца этого года. Вчера лондонская Financial Times сообщила, ссылаясь на представителей JAT и Air India, что две компании ведут переговоры о «возможном слиянии или партнерстве иного рода». До сих пор единственным претендентом на покупку JAT был российский «Аэрофлот».

Пресс-секретарь JAT Мирьяна Драгович сообщила Financial Times, что в прошлую пятницу делегация Air India в Белграде знакомилась с состоянием сербской авиакомпании. По мнению г-жи Драгович, Air India намерена приобрести JAT для того, чтобы создать авиационный узел (хаб) в Европе. Анонимный представитель индийской компании подтвердил Financial Times наличие интереса к JAT, но уклонился от более подробных комментариев.

Примечательно, что индийские бизнесмены в Белграде зондировали почву для покупки JAT в тот же самый день, когда генеральный директор этой сербской авиакомпании Небойша Старцевич в Сочи подписывал меморандум о начале переговоров на ту же самую тему с «Аэрофлотом». Наличие двух конкурирующих претендентов на JAT, несомненно, укрепляет переговорные позиции нынешнего хозяина компании -- сербского государства, которое не имеет средств для поддержания убыточной JAT на плаву, но наверняка желает продать ее как можно дороже.

Нынешнее положение и стратегические устремления «Аэрофлота» и Air India во многих смыслах совпадают. Обе компании контролируются соответствующими государствами («Аэрофлот» на 51%, Air India -- на все 100%). Обе в относительно недавнем прошлом были государственными монополиями и сейчас борются за место на рынке с более молодыми коммерческими авиакомпаниями. Исторической специализацией обеих компаний были международные перевозки, но как раз сейчас и «Аэрофлот», и Air India добиваются качественного укрепления своих позиций на внутренних рынках своих стран путем слияния с другими существующими там государственными авиакомпаниями. Air India находится в процессе поглощения внутреннего индийского перевозчика Indian Airlines, а «Аэрофлот» строит дочернюю компанию на базе государственных авиатранспортных активов в сибирско-дальневосточном регионе.

Обе компании заняты масштабным обновлением воздушного флота. Air India в прошлом году купила у американского концерна Boeing 68 пассажирских самолетов -- больше, чем какая-либо другая отдельная авиакомпания на свете. «Аэрофлот» близок к заключению сделки с европейским концерном Airbus на 22 дальнемагистральных лайнера нового поколения A350.

Наконец, и для «Аэрофлота», и для Air India покупка JAT (если она, конечно, состоится) будет первым опытом зарубежной экспансии. «До последнего времени, -- писала вчера Financial Times, -- вряд ли кто-нибудь мог бы ожидать, что Air India ... станет первой в стране авиакомпанией -- участником зарубежного слияния или поглощения». То же самое можно было бы с полным правом сказать и об «Аэрофлоте».

Михаил КУКУШКИН