Время новостей
     N°96, 05 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2007
Восемь ступеней до идеала
Банковская система в России стала такой же надежной, как в Аргентине
Агентство Standard & Poor's пересмотрело уровень надежности отечественной банковской системы. Теперь по этому показателю Россия занимает восьмую позицию из имеющихся десяти -- наравне с Аргентиной, Египтом, Индонезией, Казахстаном, Филиппинами и Румынией. Это хороший прогресс, отмечают в S&P, но для сохранения тенденции нужно продолжать банковскую реформу, которая продвигается по-прежнему неуверенно. Компания отмечает, что убийство первого зампреда ЦБ Андрея Козлова стало серьезным ударом по процессу реформ и по-прежнему остается нераскрытым (прокуратура, впрочем, объявила об успешном завершении следствия). А для продолжения процесса реформирования банковской системы необходима политическая воля.

Исходя из оценки страновых и отраслевых рисков (так называемой BICRA) банковская система России переведена из девятой группы в более надежную восьмую. Кроме того, S&P пересмотрело свою оценку возможных проблемных активов, которые могут появиться у банков в результате затяжной неблагоприятной экономической ситуации. Теперь их уровень оценивается в 35--50% вместо 50--75% ранее.

Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны различных банковских систем в сравнении с системами других стран. Самые сильные банковские системы входят в первую группу надежности, самые слабые -- в десятую. «В первую группу по надежности входят банковские системы Австралии, Канады, Англии, США, Гонконга, Испании. Но даже у них уровень проблем в случае долговременной рецессии будет ощутимым -- 5--15% возможных проблемных активов (ВПА)», -- рассказала «Времени новостей» кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова.

Под ВПА подразумеваются все виды активов, которые находятся на балансе банков и в случае долгосрочного ухудшения в экономике могут стать проблемными. Это все кредиты с задержкой очередного платежа более чем на один день и все реструктуризированные кредиты (например, перепроданные, с измененным сроком или условиями погашения для несправившегося заемщика). Сюда входят также облигации, по которым могут задерживаться или прекращаться купонные выплаты и акции, реализовать которые можно будет лишь со значительной потерей от цены покупки (на 30--40% дешевле).

«Это не означает, что такие проблемы у банков обязательно есть сейчас. Это лишь прогноз возможной глубины проблем для банковской системы при затяжном экономическом спаде, например в ситуации сильного и долгосрочного снижения цены на нефть», -- предупреждает г-жа Трофимова. Она отметила, что даже в случае негативных тенденций не факт, что все банки понесут соизмеримые потери. «Измеряя возможный уровень проблемных активов, мы хотим обратить внимание на тенденции в развитии банковской системы. Мы признаем позитивные изменения, снижение уровня рисков в российском банковском секторе», -- говорит аналитик.

Основанием переоценки стал устойчиво высокий рост российской экономики. По мере повышения кредитоспособности России уменьшается вероятность дефолта правительства. Положительное влияние на банковский сектор оказывают укрепление российских промышленных компаний, значительный уровень денег в экономике, рост личного потребления. Это выражается в незначительных потерях по кредитам, относительно высоком уровне прибыльности и повышении диверсификации бизнеса, особенно в сфере услуг для физических лиц и малых предприятий.

В группы надежности по методологии S&P входят страны с разнообразной экономической ситуацией и разными банковскими системами. «Конечно, Аргентина пугающее сравнение, там, безусловно, налицо макроэкономические проблемы, но при этом достаточно эффективная банковская система», -- пояснила г-жа Трофимова. Что касается банковской системы Казахстана, которую на протяжении долгого времени привыкли считать ушедшей далеко вперед, рейтинг S&P констатирует, что по многим качествам российские банки догнали казахские и продолжают позитивное развитие, в то время как в самом Казахстане позитивное развитие идет уже не столь быстрыми темпами.

«Я согласен с оценками S&P. Страны группы, к которой отнесена и Россия, в большинстве своем отличаются высокими темпами развития экономики. Наши банки укрупняются, активно привлекают капитал. Например, невозможно было бы провести два таких крупных размещения на бирже банковских акций, как IPO Сбербанка и первичное размещение ВТБ, в неблагоприятной ситуации в банковской сфере», -- говорит заместитель гендиректора АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаелян.

«Несмотря на происходящие положительные изменения, уровень рисков в банковском секторе России по-прежнему выше, чем на других сопоставимых рынках», -- предупреждает г-жа Трофимова. Это объясняется слабостью правовой и надзорной систем, недостаточной прозрачностью акционерных структур банков и компаний, а также высокой, хотя и постепенно снижающейся, концентрацией кредитного портфеля, ресурсной базы и доходов банков на отдельных контрагентах. Об этом S&P предупреждало и раньше. Уязвимость российской банковской системы констатировало и агентство Fitch Ratings. В прошлом году Fitch поместило Россию в самую высокую категорию по макроэкономическому состоянию, отметив, что российские банки наращивают кредитные портфели опережающими темпами. Однако это и наибольший фактор риска российской банковской системы, отметило тогда агентство.

«Для дальнейшего улучшения необходимо развитие и углубление банковской реформы. Я имею в виду не только идеи, исходящие от Центробанка и касающиеся его регулятивных функций. Очень важно и встречное движение самих банков -- работа над повышением качества своего бизнеса, улучшение риск-менеджмента. Сделки спекулятивного характера, обслуживание в основном своих финансово-промышленных групп, нарушение норм кредитования на одного заемщика -- это неустойчивый бизнес, и никто, кроме самих банков, не виноват в этих нарушениях», -- резюмирует г-жа Трофимова.

«Я думаю, что оценки S&P могли бы быть и менее консервативными. Дело в том, что их подход в значительной мере учитывает политические риски в России, опираясь на мировое восприятие России, которое может быть сильно настороженным», -- полагает г-н Микаелян.

Елена ХУТОРНЫХ
//  читайте тему  //  Банки