|
|
N°237, 26 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чайка» встала на крыло
Известная театральная премия вручена в шестой раз
За что только не ругали премию «Чайка». За совершенно загадочные критерии отбора («Улыбка Ж», «Сделай шаг», «Некоторые любят погорячее» -- ну что это, спрашивается, за номинации?). За попытку слить воедино театр и шоу-бизнес (антураж, в котором вручают награду, напоминает то ли дискотеку, то ли концерт поп-звезд). За чересчур откровенную телевизионность (на сей раз «Чайку» активно раскручивали на НТВ продюсер Екатерина Коновалова и искрометный мастер конферанса Игорь Золотовицкий).
Сейчас, по прошествии лет, все эти недостатки можно истолковать и как достоинства. Взять те же номинации. Если тебя внесли в список «лучших артистов», а потом ничего не дали, то ты вроде как не лучший. А если ты не получил ничего в номинации «Злодей», это как-то необидно. Ты не то чтобы не талантливый, а просто недостаточно злой.
У премии «Чайка», как у плохого грибника, попадают в корзину самые разные грибы -- иногда мухоморы, а иногда столь диковинные представители театральной флоры, что многие критики или вообще забыли об их существовании (скажем, театр «Квартет И» со спектаклем «День радио»), или удостоили почти площадной ругани («Ночь игуаны» в Театре им. Вахтангова), или вообще не заметили (оказывается, в Центре драматургии и режиссуры идет спектакль «Поцелуй», и оказывается, в нем есть неплохая «Улыбка Ж» в виде молодой Олеси Железняк). Зато по закону больших чисел в корзину попадают и отборные белые грибы. Причем не только растущие у всех на виду вроде «Академии смеха» Романа Козака или «Дамы с собачкой» Камы Гинкаса, но и не замеченные опытными грибниками. Например, в пяти номинациях на премию «Чайка» выдвинут отличный спектакль «Пластилин» Кирилла Серебренникова, который почему-то совершенно просмотрели эксперты «Золотой маски». Именно благодаря «Чайке» театральная премия, кажется впервые, досталась Владимиру Мирзоеву. Та же «Золотая Маска» за все годы своего существования Мирзоева в упор не видела. Его выдвинули только в этом году с тем же спектаклем, что и на «Чайку», -- «Сирано де Бержерак» в Театре им. Вахтангова. Зная нынешний расклад, предположу, что «Золотой Маски» Мирзоеву опять не видать, а вот заветная птица уже в кармане. В нашумевшем мхатовском «Номере 13» премия по загадочной причине досталась маловыразительной Александре Скачковой (пресловутая «Улыбка Ж»). Зато «Улыбку М» к вящему удовольствию зала получил партнер Скачковой по «Номеру» -- блистательный Евгений Миронов. Искренне порадовало и то, что одна из премий досталась Отари Мегвинетухуцеси, превосходно сыгравшему Креона в «Антигоне» Темура Чхеидзе. Тут была проявлена истинная широта души и эстетических пристрастий организаторов. Мегвинетухуцеси, как ни крути, несколько странно смотрелся в молодежно-продвинутом списке номинантов. И надо же -- удостоился. Ну и, наконец, эффектный ход с вручением премии сразу трем (причем, безусловно, достойным) претендентам в номинации «Прорыв» -- Денис Суханов («Шантеклер», «Сатирикон»), Сергей Фролов («Шут Балакирев», Ленком), Адрей Кузичев («Пластилин», Центр драматургии и режиссуры). Та же «Золотая Маска» подобного хода не может позволить себе по определению. А «Чайка» -- птица вольная и летает, как хочет.
Что же касается эстрадного антуража, в нем тоже можно обнаружить положительное содержание. Так и представляешь себе молодого человека с банданой на голове, который посмотрел по НТВ расцвеченную дискотечными огнями церемонию вручения премии и заинтересовался. Может, первый раз в жизни в театр сходит. Содержание какой-нибудь классической пьесы узнает. Слово «режиссер» с первого раза научится выговаривать. Разве плохо? Уж что-что, а рекламные и культуртрегерские функции «Чайка» выполняет лучше, чем все самые серьезные и престижные театральные премии вместе взятые.
Марина ДАВЫДОВА