Время новостей
     N°96, 05 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2007
Интеллект на выселках
Завершился фестиваль «Арх-Москва»-2007
Случилось то, что должно было случиться. Организованный международной конфедерацией Союзов художников, Центральным домом художника, фондом «Арт-Москва» при главной спонсорской поддержке концерна «Крост» фестиваль архитектуры потерял милое шизоидное обаяние, что составляло его ноу-хау на протяжении доброго десятка лет. Эпоха романтизма завершилась. Сегодня правит бал радикальный прагматизм. И если несколько лет назад мы умилялись сожительству на этажах ЦДХ концептуальных проектов, отвечающих за творческий тонус архсообщества, с салонами кафельной плитки или мишурных светильников, то нынче очевидно: такой альянс более невозможен. Он вышел мезальянсом. О потере «Арх-Москвой» своего привычного формата свидетельствует сама пространственная режиссура фестиваля. Практически все пространство ЦДХ (за исключением зоны входа, гардероба и антресолей) отдано коммерческим проектам. Демонстрирующие качество архитектурных мозгов некоммерческие программы в буквальном смысле выдворены на улицу или ютятся в сенях. Семинары и спецпрограммы: выставки архитектуры мира и экспериментальных архитектурных объектов проходили на территории полузаброшенного «Красного Октября», а также удалились в центр ArtPlay, в пансионат на Клязьму, в Музей архитектуры. Выбранный специальным жюри «Арх-Москвы» лучший архитектор прошлого года Юрий Григорян развернул стильную экспозицию проектов своего бюро «Меганом» прямо на ступеньках перекрытого основного входа Дома художника. И, в общем-то, стало ясно, что коммерческая часть вполне самодостаточна, а для интеллектуальной требуется новый формат. Вот что еще любопытно. Многие инновационные идеи, что пестовались в рамках некоммерческой программы, давно уже присвоены мейнстримом. И, сказать по совести, стенды «продажных» компаний и бюро выглядят сегодня подчас куда интересней и живее планшетов тех, кто нынешним куратором главной выставки фестиваля, издателем и критиком Бартом Голдхорном назван лучшими из лучших и определен в образцово-показательную программу «Арх Каталог».

Забавно, кризис «Арх-Москвы» разоблачен пространственной драматургией фестиваля. А тема главной выставки придумана господином Голдхорном как «Городское пространство». Вот и получилось, что логика экспозиции проговаривается о причинах больших проблем с организацией этого пространства в городе Москве. Ведь главное препятствие на пути комфортного средового проектирования в Москве -- это невменяемая алчность застройщиков, готовых искалечить нормальные условия человеческого существования в городе (от зеленых насаждений до пристойной организации дорожного движения, не говоря уж об охране памятников) ради того, чтобы максимально отбить каждый купленный квадратный метр. Потому выставка, в которой прибыль выжимается из каждого квадратного сантиметра, а интеллект изгоняется на выселки, является точной констатацией диагноза болезни пространства Москвы.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки