|
|
N°96, 05 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Даешь изящную жизнь!
В Сочи открылся 18-й фестиваль "Кинотавр"
Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр», переживший в прошлом году внушительный апгрейд и продолжающий работать в новоизбранной каннской стилистике, производит впечатление мероприятия вполне складного и ладного. Он начался с ретроспективы «50х50», в которой собраны лучшие российские фильмы века, отобранные полусотней отечественных кинокритиков, и оказывается, что возможность с утра пораньше насладиться «Третьей Мещанской», «Окраиной» или «Карнавальной ночью» радует ничуть не меньше, чем премьеры последних новинок. Вполне симпатично (а главное -- компактно и неутомительно) прошла и церемония открытия, которую вели (отпуская иногда более чем удачные шутки) Гоша Куценко и Игорь Золотовицкий. А первой большой премьерой фестиваля стал фильм открытия -- «Глянец» Андрона Кончаловского.
Главная героиня "Глянца" -- работница ростовской швейной фабрики Галя (Юлия Высоцкая), обладательница складной фигурки и фрикативного "г". Благодаря местному фотографу ее почти вызывающий снимок (вряд ли это было сделано сознательно, но по стилю фотография абсолютно идентична имиджу знаменитой героини фильмов для взрослых начала 80-х годов Трейси Лордс) появляется на последней странице "Комсомольской правды", и воодушевленная первым успехом Галя отправляется покорять столицу. Поначалу она собирается осчастливить своим фото обложку журнала Beauty, но тамошняя редакторша (Ирина Розанова) имеет на этот счет совсем иное мнение. Так что Галя поначалу прибивается к дому мод модельеры Шифера (довольно похоже замаскированный под Карла Лагерфельда Ефим Шифрин), покоряет его умением идеально обметывать петли, а потом даже выступает в качестве модели на одном из показов; позже становится помощницей великосветского сутенера Пети (Геннадий Смирнов), поставляющего олигархам спутниц, в том числе и на всю жизнь; наконец, покоряет сердце угольного магната Клименко (Александр Домогаров), который готов хоть сейчас на ней жениться... Начавшись как довольно своеобразный гибрид «Дьявол носит Прада» и «Курочки Рябы» (за эту ассоциацию отвечают в первую очередь ростовские родители Гали, по степени разложения способные поспорить с персонажами не только этого фильма Кончаловского, но и «Техасской резни бензопилой» или «Дома тысячи трупов»), «Глянец» в итоге выруливает на какую-то совсем уж кривую дорожку, где бесследно пропадают и растворяются персонажи и целые сюжетные линии, допустимы любые запрещенные, или попросту нелепые приемы (вроде неожиданно обнаруженной у одного из героев раковой опухоли), большинство диалогов вызывают чувство нешуточной оторопи, а общая недостоверность происходящего временами переходит всякие границы (во всяком случае человеку, хотя бы раз оказавшемуся в редакции настоящего модного журнала, соответствующие сцены «Глянца» покажутся страшным сном после излишне обильного обеда -- так попросту не бывает, потому что не может быть никогда). Время от времени, правда, появляется надежда на просветление -- то Алексей Серебряков оказывается неожиданно органичным и занятным в роли нетрадиционно ориентированного кутюрье, то блеснет в образе спивающегося толстосума, сходящего с ума от того, что ему нечего больше хотеть Домогаров, то Юлия Высоцкая преодолеет сопротивление материала и продемонстрирует свою очевидную актерскую незаурядность. Но проблески эти неизбежно тонут в фальшивом блеске тех самых прославленных бородатым анекдотом елочных игрушек, которые выглядят как настоящие, но почему-то совершенно не радуют. Все время на экране царит пустая и неубедительная «империя стразы». Время от времени даже возникает странное желание защитить мир современного российского гламура (на самом деле, чего греха таить, весьма неприятного) от подобного к себе отношения: те, кто более или менее знаком с этим универсумом и способен угадать прототипы большинства персонажей и аналоги конкретных ситуаций, неизбежно отметят неточности и недоговорки, а всем остальным подобного рода нюансы вряд ли интересны. Не исключено, впрочем, что именно такой, адаптированный и примитизированный для широкой публики взгляд на элиту будет иметь у этой самой публики успех, и фильм хорошо пройдет в прокате, намеченном на август. Вне зависимости от недостоверности, проблем с ритмом, монтажной невнятицы и сценарных проколов он способен вызвать интерес на уровне пресловутых журналов -- его можно пролистать, усмехнуться выигрышной верстке некоторых материалов, но в домашней библиотеке он вряд ли останется.
После просмотра возникла дискуссия: многие зрители посчитали, что Галя в финале картины на самом деле погибла, и финал, в котором ее лицо все-таки оказывается на обложке модного журнала, а она сама на высшем топе столичного бомонда, не более чем предсмертная галлюцинация. На самом деле все обстоит немного не так, и искать параллели с «Мертвецом» или «Шестым чувством» вряд ли стоит, но это абсолютно неважно. Как было, похоже, абсолютно все равно и самим создателям фильма.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ