Президенты непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии, де-юре входящих в состав Грузии, следуют в фарватере все более жесткой внешнеполитической риторики Владимира Путина. Вчера они подписали в Москве совместное заявление в адрес генсека ООН Пан Ги Муна, председателя Совета глав государств СНГ Нурсултана Назарбаева, действующего председателя ОБСЕ Мигеля Анхеля Моратиноса и генсека Совета Европы Терри Дэвиса. Сергей Багапш и Эдуард Кокойты напоминают своим адресатам, что их народы «внимательно следят
за развитием ситуации вокруг Косово».
Отделение Косово от Сербии подтвердит, по их мнению, что этнотерриториальные конфликты решаются исходя не только из принципа территориальной целостности государств, на котором настаивает Грузия, но и из принципа права наций на самоопределение. Особенно если эти нации доказали свою способность самостоятельно организовать свою жизнь и обеспечивать развитие в соответствии с общепринятыми демократическими нормами. Этот тезис был, видимо, включен в текст письма, чтобы заранее исключить все аналогии с Чечней, которая способность самостоятельно организовать свою жизнь не доказала и вернулась в состав России после двух войн за независимость.
Непризнанные президенты уверены, что Абхазия и Южная Осетия имеют не меньше оснований «ставить вопрос о самоопределении, чем Косово». «Защитив с оружием в руках свою национальную идентичность, наши народы уже на протяжении многих лет самостоятельно укрепляют государственность, развивают демократическую политическую систему, рыночную экономику, законодательную базу, независимые суды, гражданское общество, обеспечивают права человека в соответствии с международными нормами», -- говорится в их заявлении. В случае возникновения «косовского прецедента» президенты непризнанных республик обещают еще решительнее добиваться «единых подходов к однотипным конфликтным ситуациям». Президенты призывают ООН, СНГ, ОБСЕ и Совет Европы разрубить гордиев узел и содействовать признанию независимости их государств.
И Абхазии, и Южной Осетии по разным причинам непросто создать себе имидж регионов, отвечающих названным их президентами качествам. Усилия властей Абхазии по урегулированию статуса мегрельской общины в пограничном с Грузией Гальском районе меркнут на фоне десятков тысяч грузинских беженцев из остальных абхазских районов, которые так и не получили возможность вернуться домой. Доводы Южной Осетии о состоятельности политического режима в Цхинвали поставлены под сомнение созданием минувшей зимой параллельных органов власти, лояльной по отношению к Грузии, на значительной части территории республики, которую населяют этнические грузины. Президент Кокойты подтвердил, что в данный момент грузинские села в анклаве к северу от Цхинвали отключены от водоснабжения и восстановлено оно будет только тогда, когда села покинет «самозваная администрация».
Решение об отключении было принято после того, как без воды остался сам Цхинвали, водоводы которого проходят по территории анклавов. Президент Кокойты опроверг сообщения о том, что югоосетинские власти перекрыли также водоводы, идущие через Цхинвали на юг, в Горийский район Грузии. Недавние сбои в водоснабжении Гори произошли, по его мнению, по вине грузинской стороны, которая в очередной раз пыталась дискредитировать Цхинвали. «Мы не такие, -- заверил президент Кокойты. -- Перекрыты только оросительные системы». «Нельзя переводить конфликты в эту плоскость, -- поддержал коллегу Сергей Багапш. -- Представьте себе, что будет, если я в эту жару отключу рубильник на Ингурской ГЭС и Грузия лишится 20% электроэнергии. Не надо никому ничего делать назло, из этого не выйдет ничего путного».
Сергей Багапш посетовал, что переговорный процесс по Абхазии, идущий, как известно, одновременно в нескольких форматах, впервые с 1993 года прерван полностью: «На всем, что сделано за 13 послевоенных лет, поставлен жирный крест». Абхазские власти возмущены созданием параллельного правительства региона в Кодорском ущелье, фактами похищения людей грузинской стороной и созданием лагеря молодых грузинских патриотов под Зугдиди, совсем рядом с границей Абхазии: «Это чистой воды провокация». Г-н Багапш надеется, впрочем, что никакие осложнения на фактической границе с Грузией не сорвут начинающийся туристический сезон: Абхазия давно уже стала для многих россиян «бюджетным» вариантом Сочи и Турции.
Эдуард Кокойты, которому туристов привлечь пока нечем, также заявил о нарушениях грузинской стороной договоренностей о демилитаризации зоны конфликта. «Если бы военные структуры Южной Осетии адекватно отвечали на все провокации грузинской стороны, в Грузию отправилось бы уже не менее 1200 «грузов 200», -- угрожающе сказал г-н Кокойты. -- Передайте это тем матерям, чьих сыновей власти Грузии готовы превратить в пушечное мясо. В случае начала боевых действий будет адекватный ответ со стороны Южной Осетии, Абхазии, и не только. Абхазия и Южная Осетия больше никогда не будут в составе Грузии, и Тбилиси видит только один способ вернуть их в свой состав -- начать большую войну. Но никого они своими разукрашенными войсками не напугают».
Президенты пообещали в конце июня провести в Сухуми встречу глав непризнанных государств, которые образуют «Сообщество за демократию и права народов» -- кроме Южной Осетии и Абхазии в него входит еще и Приднестровье. Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и глава Приднестровья Игорь Смирнов обещают помогать друг другу в случае эскалации вооруженного противостояния в каком-либо из этих регионов. Четвертый постсоветский сепаратистский проект -- Нагорный Карабах, по словам Сергея Багапша, «избрал свой путь», но тоже поддерживает связи с союзниками.
Зато президенты приглашают в сообщество Косово. «Значит ли это, что вы поддерживаете отделение Косово от Сербии?» -- спросили их. «Я не ухожу от ответа на вопрос, -- ушел от ответа Эдуард Кокойты. -- Но повторяю: у нас гораздо больше правовых оснований требовать независимости, чем у Косово». Тогда журналисты спросили лидеров о том, согласуют ли они свою позицию по Косово с Москвой. «Консультации ведутся, -- ответил Сергей Багапш. -- Но все решения принимаем мы. Иначе наши референдумы о независимости прошли бы по-другому. Мы самостоятельные государства. Нам просто удобно встречаться в Москве. С другой стороны, хочу напомнить, что и в Абхазии, и в Южной Осетии более 90% граждан России. И объем интеграции мы будем увеличивать».