В минувшую пятницу в Вене
задержан Рахат Алиев -- бывший посол Казахстана в Австрии и по совместительству в ОБСЕ. Задержание было санкционировано австрийской прокуратурой согласно полученному из Казахстана запросу о международном розыске и выдаче казахстанским властям 44-летнего мужа Дариги Назарбаевой, старшей дочери казахстанского президента.
Алиев обвиняется на родине в создании преступной группы, совершившей ряд экономических преступлений, а также в похищении людей.
29 мая австрийские власти лишили его дипломатического иммунитета, а уже 1 июня экс-дипломат был задержан при выходе из парикмахерской. В тот же день по ходатайству его австрийского адвоката Фарида Рифаата Алиеву была изменена мера пресечения на подписку о невыезде под залог в один миллион евро. Тем более что сразу после задержания Алиев почувствовал себе плохо. Как утверждает его представитель, он жаловался на боли в сердце.
На следующий день, 2 июня, президент Назарбаев позвонил канцлеру Австрии Альфреду Гузенбауэру и попросил его ускорить процедуру экстрадиции своего зятя. О телефонном разговоре между ними сообщило близкое к Рахату Алиеву агентство Kazakhstan Today. По информации источника агентства в пресс-службе канцлера, разговор состоялся во время официального визита канцлера Гузенбауэра в Турцию, и в ответ он объяснил президенту Назарбаеву, что в соответствии с принципом разделения властей он не может оказывать влияния на решение судебных органов Австрии.
Рассмотрение этого вопроса может проходить долго, заявил в интервью радиостанции «Немецкая волна» представитель австрийского министерства юстиции и привел в пример случай с задержанием в Австрии в марте 2007 года по запросу хорватских властей бывшего замминистра обороны Хорватии Владимира Загореца. Он обвиняется на родине в незаконной торговле оружием, но его дело все еще изучается в Австрии, а сам он выпущен под залог в миллион евро. Вопрос об экстрадиции Рахата Алиева будет решать венский окружной суд. И он будет руководствоваться не только предъявленными Алиеву обвинениями, но и его возможностью рассчитывать на справедливое правосудие у себя на родине. Будут приняты к рассмотрению доклады международных правозащитных организаций, и даже госдепа США о состоянии пенитенциарной системы в Казахстане, в том числе, о применении физических мер воздействия на подследственных.
Вчера на интернет-сайте австрийского журнала Profil появилось интервью Рахата Алиева, данное незадолго до его задержания. Полностью оно будет опубликовано сегодня. Опальный родственник Назарбаева считает, что он оказался в розыске как «главарь мафии» только потому, что «позволил себе высказать мнение, отличное от мнения президента Казахстана, позволил себе заявить, что хотел бы выставить свою кандидатуру на пост главы государства». Алиев говорит, что потерял все свои казахстанские активы, и это сигнал для всех крупных бизнесменов в Казахстане: «Не выступайте против президента, иначе вы потеряете все». Бывший дипломат и высокопоставленный казахстанский чекист цитирует слова, сказанные ему тестем: «Это -- моя страна. Все тут делают только то, чего хочу я, только ты мне не повинуешься».
Рахат Алиев утверждает, что президент Казахстана и его окружение стремятся «разрушить его семью». В интервью он рассказывает про оставшихся в «заложниках» в Казахстане семилетнюю дочь и 22-летнего сына Нурали. У последнего уже есть четырехлетняя дочь, внучка Алиева и правнучка Назарбаева. Еще один, 16-летний сын экс-дипломата находится с ним в Вене. Алиев жалуется на давление, которое оказывается и на его родителей, проживающих в Казахстане, он говорит, что спецслужбы Назарбаева созданы и действуют «в стиле бывшего СССР». На замечание австрийского журналиста, что он сам был одним из руководителей этих спецслужб, Алиев ответил, что «пытался изменить систему и сделать ее контролируемой»: «Я был оперирующим хирургом, я знаю, что такое чистые руки и чистая совесть».
О том, как бывший зампредседателя комитета нацбезопасности Казахстана пытался «изменить систему», выразительно рассказывал в своих воспоминаниях экс-министр энергетики и один из создателей движения «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов, приговоренный в 2002 году к шестилетнему тюремному заключению за «экономические преступления». Дело против Аблязова было инспирировано Рахатом Алиевым, осуществлявшим в те годы беспрецедентную атаку на крупных бизнесменов, пытавшихся сохранять независимость.
Теперь в интервью австрийскому журналу Алиев признается, что боится за свою жизнь, и сравнивает Назарбаева с героем Леонардо Ди Каприо из фильма «Титаник», кричащим «Я -- король мира!». При этом экс-посол утверждает, будто он «иронизировал», когда пару лет назад предлагал ввести монархическое правление в Казахстане.
Президент Казахстана еще ни разу публично не комментировал ставший уже международным скандал вокруг его семьи, который продолжается почти две недели. На днях было объявлено, что 7 июня в прямом эфире состоится двухчасовая интернет-конференция Назарбаева, посвященная инновациям. На эту же тему казахстанский лидер собирается выступать через неделю на Петербургском экономическом форуме. Дело «старшего зятя казахстанского народа», как иронично прозвали Рахата Алиева соотечественники, в определенном смысле тоже может рассматриваться как нововведение в политическую систему сдержек и противовесов, выстроенную Назарбаевым, но вдруг обнаружившую свою неработоспособность. Станет ли объяснять казахстанский лидер своему народу, как будет эта система функционировать дальше?