|
|
N°96, 05 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Соединенные Штаты России
Стремительно портящиеся отношения России и США, о чем уже не стесняется говорить в интервью даже постоянно называющий российского президента «другом Владимиром» американский президент Джордж Буш, -- следствие столкновения двух империализмов. Уже потерпевшего историческое поражение российского и приближающегося к такому же поражению американского. Впрочем, хотя поражение американского империализма, если Америка вовремя не одумается, может иметь крайне плачевные последствия для всего мира и России, нам надо думать о себе и своей политике.
В Америке, как в зеркале, российская политическая элита видит отражение России их мечты. России, которая диктует политическую волю в любой точке мира, где пожелает. России, которую боятся и поэтому «уважают». Россия, которая, по советскому анекдоту, с кем хочет, с тем и граничит. "Товарищ Медведь" видит в зеркале "товарища Волка, который знает, кого кушает".
Только вот беда: Америка в зеркале мировой истории сегодня выглядит «милее, румяней и белее». Это и бесит российскую элиту, по-прежнему раздираемую на части неизжитыми имперскими комплексами.
Внешняя политика России по сути не отличается от американской именно в той части, за которую наши начальники дружно и решительно критикуют администрацию Буша. Америка насаждает в Ираке или Грузии свои порядки? Так ведь и мы пытались насадить свои порядки на той же Украине. Америка поддерживает косовских сепаратистов? Так у них даже нет американского гражданства, в отличие от гражданства России, которое есть практически поголовно у всех осетин в Южной Осетии и абхазов в Абхазии. И, отстаивая территориальную целостность Сербии, Россия почему-то не делает того же самого в отношении Грузии. Америка готовит «оранжевые революции» в постсоветских государствах? Так и мы с удовольствием насадили бы повсюду свои марионеточные режимы, кабы обладали для этого реальными финансовыми и политическими возможностями.
Российский империализм опаснее американского потому, что Россия гораздо более опытная империя, чем США. Она уже "получила по заслугам", укокошила своей имперской политикой Советский Союз, не выдержавший экономической конкуренции и гонки вооружений с более эффективным Западом. К тому же в России империализм в отличие от Америки замешен на крайне неэффективной государственной экономике и подавлении частной инициативы (казенный социализм вернулся в страну вместе с имперской заразой). Иными словами, американский империализм пока не мешает заниматься своей жизнью и богатеть рядовым американцам, тогда как российский в его нынешней реинкарнации неизбежно скажется на уровне жизни и без того не особенно богатых рядовых россиян.
Пока, правда, отвлечения слишком больших финансовых ресурсов на стандартные имперские проекты -- от наращивания вооружений до глобальной поддержки дружественных режимов по всему миру-- в России не происходит. Российская элита самозабвенно пилит активы страны и ни о чем другом серьезно не думает. Руки не доходят. Но риторика «холодной войны», ставшая лейтмотивом официальных высказываний всех представителей российской власти, постепенно может превратиться в практическую идеологию. Ведь в последние годы Россия уже успела перессориться со всем миром, кроме откровенных стран-изгоев, а тот же Евросоюз скорее «терпит» нас как поставщиков энергоносителей, чем любит или уважает. Создавая страну по логике осажденной крепости, российская элита и правда исподволь превращает Россию в форпост неоизоляционизма.
Не стоит тешить себя иллюзиями, будто бы имперская риторика -- признак того, что Россия встает с колен и таким образом «смело отвечает Америке». Американский империализм и, как выражались в советские времена, гегемонизм -- проблема самих США, по уши увязших в Ираке и не способных (как, впрочем, ни одна страна на земле) единолично управлять всем миропорядком. Если Америка делает глупости и завышает свои геополитические возможности, это еще не повод подражать глупостям и повторять их. Ни либеральная, ни консервативная, ни какая другая империя в принципе не способны быть эффективными формами существования человечества в настоящем и обозримом будущем. Вместо того чтобы помогать Америке и сообща решать глобальные проблемы человечества, Россия своей внешней и внутренней политикой только усугубляет внутреннюю и мировую нестабильность.
Наша словесная агрессия, наша дружба с режимами вроде иранского или сирийского, наши запуски новых межконтинентальных баллистических ракет -- вовсе не показатель растущей силы или независимости России. Это отражение ее имперских комплексов, в очередной раз тормозящих превращение России в действительно могучую и, главное, подходящую для нормальной жизни простых людей страну.
Семен Новопрудский