Министр обороны Анатолий Сердюков продолжает настойчиво и целенаправленно выполнять главное поручение, данное ему верховным главнокомандующим Владимиром Путиным при
неожиданном назначении на этот пост в начале нынешнего года: разобраться,
куда уходят военные миллиарды рублей, и установить жесткий контроль за ними. Разбираться есть с чем: по данным Главной военной прокуратуры, за последние пять лет (все это время, напомним, министром обороны работал нынешний первый вице-премьер Сергей Иванов) ущерб от коррупции в армии перевалил за миллиард рублей, только в прошлом году к уголовной ответственности привлечено два десятка высших офицеров.
На расширенной коллегии Минобороны в конце мая г-н Сердюков приоритетом своей работы назвал «повышение качества управления финансово-экономической деятельности». Этот девиз особенно актуален сегодня, когда в военное ведомство поступают значительные средства: военный бюджет 2007 года на 23% больше, чем в предыдущем, и равен 860 млрд рублей.
Резко бросается в глаза разница стилей двух финансистов -- начальника службы экономики и финансов Министерства обороны Любови Куделиной и нынешнего министра обороны. Если первая говорит о количестве закупаемого оружия, о финансировании НИОКР, социальной сферы и выделяемых на это суммах, то второй твердит лишь о контроле. Интересно, что одно из предложений в докторской диссертации Анатолия Сердюкова -- вернуть
контроль за крупными расходами граждан.
В военно-финансовой сфере задуман целый комплекс мероприятий с привлечением квалифицированных, опытных специалистов. Нетрудно догадаться, что все эти специалисты из Федеральной налоговой службы, откуда пришел в Министерство обороны сам г-н Сердюков. «Мы сейчас разрабатываем такую технологию, которая позволит максимально отслеживать всю финансовую деятельность в вооруженных силах», -- сказал министр обороны. В первую голову на совершенно иных условиях будет реорганизована финансово-экономическая служба военного ведомства. В частности, отдельно друг от друга будут работать два фискальных органа -- организационно-инспекторское управление и финансовая инспекция. Это при том, что внутри службы есть контрольно-ревизионное управление. Оживится работа военно-научного комитета -- он будет проводить мониторинг и изучать, как формируются цены на военную продукцию. Вооруженные силы уже начали переводить на финансирование через территориальные финансово-экономические органы.
Анатолий Сердюков собирается «реанимировать» военную приемку. Это тысячи квалифицированных офицеров, прикомандированных к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Их миссия -- оценивать качество выпускаемых вооружений и военной техники. Еще недавно за военную приемку ожесточенно боролись заместитель министра по вооружению (ныне снятый с должности) Алексей Московский и глава Федеральной службы по государственному оборонному заказу (тоже уже бывший), ныне глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Победил генерал Московский, на этом перемены прекратились. Сердюков же хочет, чтобы без участия офицеров военной приемки на предприятиях российского ОПК не решался ни один вопрос. Труд военпредов будет простимулирован, чтобы они не шли на соглашение с производственниками в ущерб Министерству обороны. Кроме того, военных представителей будут задерживать на одном предприятии максимум два-три года, чтобы не успели обрасти коррупционными связями. А в дальнейшем, вероятно, военпредов вообще вернут в воинские части, чтобы они осознавали себя представителями вооруженных сил и не пропускали некачественную продукцию.
Уже изрядно перетряхнув центральный аппарат Министерства обороны кадрово, Анатолий Сердюков не исключает возможности его функциональной реорганизации. По указу президента от 26 декабря прошлого года фонд денежного довольствия не меняется даже после сокращения численности какого-то федерального ведомства. То есть у руководителей появляется возможность, сократив какое-то число должностей, прибавить жалованье оставшимся работникам. Как говорит сам министр, центральный аппарат «не раз и навсегда образованная структура и должна отвечать тем задачам, которые на нее возлагаются». Значит, пока не отвечает и, следовательно, будет изменена. Сейчас в Минобороны сравнивают отношение численности армии и центрального аппарата министерства в разные периоды времени. Говорят, есть интересные наблюдения, которые уже в ближайшее время будут внедрены в практике.
Первая, далеко не всем понятная структурная реформа в Министерстве обороны -- перевод директивой главы военного ведомства военно-медицинской службы из состава тыла в подчинение непосредственно министру обороны, а в военное время -- начальнику Генерального штаба. Все военно-медицинские учреждения, включая виды вооруженных сил, рода войск, военные округа вплоть до отдельной воинской части, выведены из структуры тыла и подчинены непосредственно командирам и начальникам. Как-то попытался объяснить происшедшее начальник Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) генерал-полковник Игорь Быков: мол, здоровье граждан становится государственным приоритетом и перспективы развития медицинского обеспечения будут определять первые должностные лица. Будто они не могли этого делать при прежней структуре! Дело, видимо, опять же в солидных средствах, которые намечены сразу под несколько новых целевых программ, направленных на оздоровление нации. Второе объяснение -- сейчас создается единая система медицинского обеспечения всех силовых структур государства, руководить которой действительно логичнее первым лицам.
В Генеральном штабе поговаривают, что такая же история может произойти с остальными главными и центральными управлениями. И тогда тыл вооруженных сил как самостоятельная структура прикажет долго жить. А с ней и единая система тылового обеспечения силовых ведомств России. «Ну кто из силовиков отдаст в общий котел самое дорогое и денежное -- тыл», -- сказал один из собеседников «Времени новостей».
Написал рапорт об отставке начальник одной из весьма «денежных» структур Министерства обороны -- Главного управления международного военного сотрудничества -- генерал-полковник Анатолий Мазуркевич. С достаточной долей уверенности поговаривают, что дни Юрия Балуевского в должности начальника Генерального штаба сочтены: возраст, новые веяния... Вероятно, вслед за отставкой Юрия Балуевского потянется цепочка перестановок. Вполне возможно, что новых руководителей обретут ключевые главные управления «мозга армии» -- оперативного, разведывательного, организационно-мобилизационного. В преемники Юрию Балуевскому прочат нынешнего командующего войсками Московского военного округа генерала армии Владимира Бакина. О замене в ближайшее время Любови Куделиной говорят как о вопросе давно решенном. Хотя ей и возвращен статус заместителя министра обороны. Пока относительно прочны позиции статс-секретаря -- заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова, курирующего кадры Минобороны.
Впрочем, во многом Анатолий Сердюков идет след в след со своим предшественником Сергеем Ивановым. Это касается и перехода на контракт, и сокращения срочной службы до 12 месяцев уже в следующем году, и реформы системы военного образования, и сокращения армии до 1 млн 100 тыс. человек к 2011 году, и перехода от округов к оперативным командованиям. Единственная чисто военная проблема, которой намерен заняться Анатолий Сердюков, это усовершенствование военной формы одежды военнослужащих -- повседневной и полевой, чтобы сделать ее современной и удобной. Для нескольких фабрик и дизайнерских центров объявлен тендер на разработку новой формы одежды. Показать ее министр обороны пообещал на ближайшем военном параде.