|
|
N°95, 04 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Формула-1»: правила обмана
Самые популярные автогонки человечества -- «Формула-1» -- все больше становятся похожи на театральное искусство в части обмана как основы зрелища. Но если в настоящем театре это «нас возвышающий обман» и стратегия театра как искусства, то в гонках «Формулы-1» обман становится элементарной командной тактикой. Причем, несмотря на очевидные случаи нарушения принципов честной спортивной борьбы, нет никаких способов серьезно наказать обманщиков: это подорвет уровень гонок, снизит интерес к ним, и, следовательно, коммерческую привлекательность.
На Гран-при Монако первые два места заняли пилоты «Макларена» -- испанец Фернандо Алонсо, главная на сегодняшний момент звезда гонок после ухода Михаэля Шумахера, и великолепно начавший свой первый сезон в «больших призах» британец Льюис Хэмилтон. При этом людям, наблюдавшим гонку на автодроме и у экранов телевизоров, могло показаться, что Хэмилтон специально не догонял Алонсо, хотя вроде бы обязан был хотя бы попытаться сделать это. Международная федерация автоспорта (FIA) начала расследование. Его целью было доказать, использовала ли конюшня «Макларена» запрещенную регламентом «командную тактику», когда оба пилота помогают друг другу.
Ход расследования и заявления, сделанные ключевыми фигурами «Формулы-1», заставляют усомниться, что обман в этих гонках наказуем в принципе. Владелец и коммерческий босс "Формулы" Берни Экклстоун вроде бы предупредил "Макларена" о возможных санкциях, если конюшня будет признана виновной. Но как он это сделал: "Я не знаю, что все понимают под "командной тактикой", но в одном уверен наверняка -- если кому-то из гонщиков приказывают атаковать партнера по команде или, напротив, держать позицию, это никак не соответствует положениям спортивного регламента. Однажды мы оштрафовали "Феррари" за подобные действия, но у "Макларена" достаточно средств, и более действенным наказанием было бы лишение очков или дисквалификация". Итак, прозвучало страшное слово «дисквалификация» применительно к сильнейшей команде нынешних гонок. Но тут же Экклстоун произнес совершенно нелепую вещь:"В любом случае речь идет о наказании команды, а не гонщиков -- они ни в чем не виноваты. Что вы можете сделать, если команда запрещает обгонять лидера? Наказаны должны быть те, кто дает подобные распоряжения".
Спрашивается, как можно дисквалифицировать команду и не дисквалифицировать гонщиков? Только одним способом -- спешно воткнуть их на контракт в другие команды, что по ходу сезона практически невозможно.
Но на самом деле «Макларена» никто и не собирался наказывать. Официальный представитель Международной федерации автоспорта сначала сообщил журналистам, что решение по делу «Макларена» будет вынесено до 10 июня, а пока комиссия изучает запись гонки и переговоров между гонщиками и командой. Потом появились ссылки на неких экспертов, которые считают, что одна деталь не позволяет трактовать происшедшее в Монако как командную тактику. Оказывается, подобные случаи в прошлом (значит, они все-таки были, и не только тот единственный случай пять лет назад, когда «Феррари» за это лишили части очков) заканчивались сменой позиции после приказа из боксов, а на этот раз гонщики сохранили позиции. Так что просьба к Хэмилтону "не атаковать" Алонсо могла иметь тысячу формальных причин, в частности технических и известных только инженерам -- от перегрева машины до любых неполадок, фиксирующихся телеметрическим оборудованием.
В итоге расследование по поводу использования командной тактики в Монако было закончено практически сразу. FIA выпустила официальное заявление: "Изучив радиообмен между командой и гонщиками "Макларена", данные, представленные наблюдателями и техническими службами, мы пришли к выводу, что в действиях "Макларена" нет никаких нарушений и продолжение расследования не имеет смысла".
Смысла продолжать расследование действительно не было. Но вовсе не потому, что «Макларен» не нарушал регламента. Лишение команды очков за один конкретный этап в Монако, конечно, обострило бы борьбу, но не принципиально -- для «Макларена» это была бы поправимая потеря, ведь гонок впереди еще много. А дисквалификация не просто ослабила бы гонки, ухудшив чисто спортивное качество зрелища, но еще и стала бы прецедентом. Командную тактику конюшни используют так часто и так явно, что каждая гонка могла бы заканчиваться протестом одних команд в адрес других. Поэтому, видимо, и было решено согласиться на такой обман как на меньшее из зол.
Семен Новопрудский