Время новостей
     N°236, 25 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2001
Ни себе ни людям
Музыкальный театр добровольно отказался от «Золотой маски»
Едва был оглашен список номинантов на нынешнюю «Золотую маску», как Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко снял с конкурса два своих спектакля -- «Летучую мышь» и «Обручение в монастыре». В официальном письме на имя дирекции «Золотой маски» сказано: «Сегодня для всех очевидно, что появление «лучшего оперного спектакля» немыслимо без решающего участия дирижера, режиссера и художника, без работы актера. Экспертный совет считает иначе -- и мы не находим возможным играть по предлагаемым правилам». Иначе говоря, если выдвигать на премию -- то всех. Или никого.

Сам факт «снятия с дистанции» двух сильнейших претендентов на победу более чем неприятен. Количество оперной продукции на всю Россию -- мизерное; постановки, которые могут пройти отборочный этап в конкурсе «Золотой маски», можно пересчитать по пальцам. Добровольно отказавшись от участия в фестивале, Музыкальный театр если и не лишает публику конкурсной интриги (все-таки в списке номинантов присутствует Мариинка), то существенно обедняет «масочный» ассортимент. Со стороны вердикт главного режиссера театра Александра Тителя выглядит проявлением инфантилизма -- вот, обидели товарищей, так мы дружно хлопнем дверью. Но и понять обидевшихся можно: все вместе потели, делали спектакли, а потом какие-то люди одного приласкали, а другого -- нет. Кто прав, кто виноват?

Как показывает европейский опыт, практика раздельных номинаций для каждого создателя спектакля хоть и содержит некий элемент условности, но прижилась хорошо: «по отдельности» много лет вручаются «Тони», «Эмми», «Оскар» и другие международные премии в области театра и кино. Что касается нынешнего инцидента, то у Музыкального театра нет поводов корить «Золотую маску» за невнимание: так, «Летучая мышь» выдвинута по всем существующим номинациям (в том числе и «лучший спектакль» -- чем тебе не оценка общих заслуг творческого коллектива?), а «Обручение в монастыре» -- по трем из пяти (спектакль/работа художника/лучшая женская роль). Претендентов на премию много, и не нужно быть пророком, чтобы предсказать минимум одну «Маску», например, искрометному «Обручению в монастыре» -- пожалуй, лучшему столичному спектаклю прошлого сезона. Впрочем, оба участника конфликта вряд ли пойдут на уступки, мы же в результате имеем хорошо знакомую ситуацию «ни себе ни людям».

Елена Манистина (меццо-сопрано), номинация в категории «лучшая женская роль» (Дуэнья, «Обручение в монастыре»):

-- Решение «Золотой маски» показалось мне и моим коллегам не совсем правильным. И мы решили всем творческим коллективом отказаться от участия в фестивале. Конечно, лично для меня это был шанс. Но, думаю, это не тот шанс, который надо было использовать. А возможность что-то выиграть, надеюсь, мне еще представится.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ