Россия не станет дразнить Евросоюз и Всемирную торговую организацию мясом. Как сказал один из участников
экстренного совещания у премьер-министра Михаила Фрадкова по вопросу регулирования мясного рынка, прошедшего в минувшую пятницу в Белом доме, «мы не бросились вскрывать договоренности с ВТО и ЕС, не увеличили импортные пошлины». Лицензирование импортеров, на чем настаивал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, как сообщил тот же источник, введено не будет.
Всем контрольным мерам, которые, по сути, ведут к узаконенной коррупции, участники совещания предпочли неформальные подходы. Силовым ведомствам приказано взять нелегальный ввоз мяса (по оценкам властей, он составляет 250--300 тыс. тонн в год) под особую опеку. По словам источника в Белом доме, это будет выглядеть так: «Мы должны знать все компании, которые занимаются импортом мяса, в лицо». То есть появится некий неформальный вид «лицензирования». В черный список также должны попасть фирмы-однодневки, производители и поставщики мясной продукции, находящиеся в сговоре, коррумпированные чиновники.
Определив приоритет -- борьба с контрабандой мяса, участники совещания одобрили и список мероприятий по улучшению ситуации на данном рынке. Их представил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. «Надо как-то наших шевелить, а не закрывать рынок», -- поделился проблемой с корреспондентом «Времени новостей» высокопоставленный чиновник в правительстве.
Действительно ли российские министры руководствовались при принятии решений тем, чтобы, как заметил один из них, «не осложнять торговую жизнь ни себе, ни кому-то еще»? Вроде бы да, потому что еще до совещания на заседании правительства премьер-министр по поводу повышения пошлин и прочих заградительных мер сказал, внимательно посмотрев на лоббистов: «У нас имеется достаточно уголовных дел по злоупотреблению квотами». И попросил «не обострять там, где это не надо» и «не политизировать вопрос импорта мяса по любому поводу». Безусловно, премьер подразумевал отношения с ЕС и ВТО.
Как опытный переговорщик, г-н Фрадков, кстати, недавно вернувшийся
из Хельсинки с непростых переговоров по экспортным пошлинам на российский лес (их скорое введение Россией также вызывает конфликт отношений с Евросоюзом), прекрасно понимает, что мясо -- не та проблема, чтобы осложнять жизнь в первую очередь именно себе. Хотя что касается ВТО, у руководителей России последнее время проглядывает более спокойное, если не сказать прохладное, отношение к этой организации. Как заявил недавно первый вице-премьер Сергей Иванов, "любой ценой вступать в ВТО мы не будем».
Как пояснил «Времени новостей» один из чиновников, «к руководителям пришло осознание национальных интересов», «власть стала умнее». Иными словами, россиян больше не радует желание нерадивых партнеров «ошкурить» Россию на переговорах по ВТО. «Не надо быть святее Папы Римского, пока ты еще даже не член ВТО, а стоишь только в предбаннике»,-- говорят в Белом доме. Означает ли это, что нынешние российские руководители больше не хотят в ВТО? Вроде бы хотят, только, как выразился высокопоставленный чиновник правительства, «не волоком» и «без ободранных коленок».
Внезапное осознание национальных интересов отечественными руководителями, которое стало особо заметным сегодня во взаимоотношениях с Евросоюзом, безусловно, скажется на внутренней политике и экономическом курсе. Все-таки предвыборный год. Однако в правительстве каких-то радикальных перемен в ближайшее время не ждут. Президент, как считают в Белом доме, уже дал понять, что тасовать министров нет смысла. Здесь думают, что «и вопрос смены премьера до выборов не стоит».
При этом в кабинете министров выражают уверенность, что «альтернатива обеспечению преемственности курса отсутствует», иначе «государство потерпит фиаско, лопнет». А все потому что «недовольных много, но как управлять государством, они не знают». А руководители страны знают. Они уверены, что постоянно и стремительно растущая «доза» присутствия государства в нашей экономике и политике еще далека от смертельной. В определении этой «дозы» они «полагаются на интуицию, на «ручное управление» и на мораль». И лишь когда нынешние власти с помощью преемственности курса, как говорят в их кругу, «создадут систему», вот тогда в принципе «можно будет говорить о системе универсального подхода к управлению». А пока мы должны полагаться «на интуицию нынешних лидеров» как форму управления государством. Как и в управлении мясным рынком.