Центральная Азия стала одной из арен противоборства между Россией и Евросоюзом из-за маршрутов транспортировки энергоресурсов. Вчера в Москве на эту тему с российскими дипломатами и секретарем Совбеза Игорем Ивановым беседовал спецпредставитель Евросоюза по Центральной Азии Пьер МОРЕЛЬ, только что вернувшийся из региона. Своими впечатлениями он поделился с "Временем новостей".-- Есть ли у Евросоюза стратегия в Центральной Азии?-- Она вырабатывается, решение по ней должно быть принято 21--22 июня на заседании Совета ЕС. Подготовка стратегии была приоритетом германского председательства в Евросоюзе. В последние годы ЕС действовал в Центральной Азии выборочно в рамках не связанных друг с другом проектов. После трагических событий в Андижане (13 мая 2005 года в узбекском городе Андижан армия подавила антиправительственные волнения. --
Ред.) мы в ЕС пришли к выводу о необходимости определить программу общих действий Европы в Центральной Азии. Пост спецпредставителя ЕС по Центральной Азии был создан летом 2005 года. Первым этот пост занял словацкий дипломат Ян Кубиш. В прошлом году он стал главой МИД Словакии, я занял освободившийся пост в октябре 2006 года.
-- В чем суть европейской программы для региона?-- Содействие укреплению региональной безопасности, экономическому развитию, в том числе в энергетике и транспорте. Содействие становлению госучреждений, которые здесь все еще не совсем устойчивы.
-- Вас не пугает, что в этих странах понятия демократии и прав человека отличаются от европейских?-- Мы исходим из того, что раз эти страны вступили в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, то тем самым они взяли на себя обязательства проводить реформы и уважать общеевропейские ценности. Поэтому у нас есть почва для диалога. Мы учитываем условия в этих странах, их традиции, непростое наследие.
-- Какое место в этой стратегии отводится России?-- Мы рассматриваем вашу страну в качестве ключевого партнера стран региона, это прописано в стратегии. Мы готовы консультироваться с Россией, как и с другими ключевыми игроками в регионе -- США, Китаем, Турцией.
-- Но эти игроки конкурируют в Центральной Азии, в том числе из-за доступа к энергоресурсам...-- Вопрос энергоресурсов слишком политизирован, в результате повышается уровень конфронтации. Центральная Азия располагает богатейшими запасами энергоресурсов, их разработка невозможна без международного сотрудничества. Месторождения залегают очень глубоко, отсутствует современная инфраструктура для их транспортировки. Для ее создания необходимы большие инвестиции. Но иностранный капитал придет лишь туда, где созданы надежные правовые основы, благоприятный инвестиционный климат.
У ЕС очень прагматичный подход в области энергетики. Надо объективно определить масштаб энергоресурсов в регионе, условия их использования. А после этого переходить к урегулированию правовых вопросов, укреплять государство, основанное на принципах демократии, верховенстве закона, создавать благоприятный инвестиционный климат. В решении этих вопросов России принадлежит важнейшая роль. И поэтому Брюссель призывает Москву присоединиться к европейской Энергетической хартии. Это в странах Персидского залива достаточно подогнать танкер к нефтяной вышке. А в Центральной Азии для разумной эксплуатации энергоресурсов необходимо совместно строить сложные системы добычи и транспортировки.
-- Считается, что чем у страны больше нефти, тем меньше в ней демократии...-- Конечно, когда у вас есть танкер, достаточно просто взять пустой бланк контракта, заполнить его, подплыть к нефтяной вышке и взять нефть -- без всякой демократии. Но если серьезно, надо учитывать исторические условия тех или иных регионов. В Центральной Азии в дополнение к имеющимся трубопроводам нужно заново выстраивать социально-экономическую и политическую систему. Страны региона это понимают и уже сотрудничают с ЕС в этой области. Для успешной эксплуатации энергоресурсов в регионе надо создавать единую систему: энергетическую и демократическую.
-- Евросоюз даже применяет санкции, чтобы удерживать эти страны в рамках демократии. Пример -- введение два года назад санкций против Узбекистана...-- Решение ЕС о санкциях было принято после трагических событий в Андижане, когда между Брюсселем и Ташкентом возникли неожиданные разногласия. В течение года наши отношения находились в тупике. Потом мы возобновили контакты. В октябре 2006 года я сказал министру иностранных дел Владимиру Норову: таким положением не довольны ни ваша страна, ни ЕС. Мы признали необходимость диалога и сейчас шаг за шагом налаживаем взаимодействие. В начале ноября 2006 года глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер встретился с президентом Исламом Каримовым. Это стало сигналом к возобновлению диалога, который и приведет к изменению политики ЕС. В последние месяцы мы плодотворно действуем и определили для себя новые перспективы сотрудничества.
Стратегию ЕС в отношении Центральной Азии не следует представлять как машину, действующую помимо двусторонних отношений. Мы, европейцы, сначала относились к Центральной Азии только как к региону. От этого подхода надо избавляться. Конечно, есть общие проблемы -- борьба с терроризмом, наркотрафиком. Но у каждой страны свой характер, свои интересы, и эту специфику нам еще предстоит изучать.
-- А насколько ЕС понимает действия России в этом регионе?-- Нам в Евросоюзе порой не хватает долгосрочного подхода к развитию отношений с Россией. ЕС и Россия не противники. Нельзя только спорить о нефти и газе. Надо хотя бы понять, что будет с энергоресурсами через 10--15 лет. Эта проблема посерьезнее сиюминутных дискуссий о трубах.