Россия, поддержав 30 мая в Совете Безопасности ООН
создание Международного трибунала по Ливану, сделала это отнюдь не безоговорочно. Москва не стала применять вето против резолюции 1757, учреждающей этот специальный трибунал
для расследования убийства ливанского экс-премьера Рафика Харири и последующего осуждения виновных. Но российский представитель при ООН Виталий Чуркин, следуя указаниям Министерства иностранных дел, не поднял руки «за». Москва осторожно воздержалась, оказавшись в компании Китая, ЮАР, Индонезии и Катара. Остальные десять членов Совбеза одобрили документ.
Согласно принятому в Нью-Йорке документу решение о создании трибунала вступит в силу 10 июня. У ливанцев осталось меньше недели, чтобы договориться между собой и одобрить в парламенте план создания трибунала, уже поддержанный правительством страны. Но против этого выступает ряд ливанских политиков, в том числе спикер парламента Набих Берри. Не исключено, что причина такого поведения -- позиция соседней Сирии, материально и политически поддерживающей некоторые политические силы в Ливане.
Дамаск опасается, что жертвой трибунала могут стать руководители сирийских спецслужб, вплоть до родственников президента Башара Асада. Инициировавшие резолюцию западные страны (в первую очередь Франция, США, Великобритания) не скрывают подозрений в адрес Сирии, с руководством которой незадолго до гибели серьезно конфликтовал Рафик Харири. Он добивался вывода Ливана из-под политического и экономического влияния сирийцев. Кортеж политика был дерзко взорван в центре Бейрута 14 февраля 2005 года. С Рафиком Харири погибли еще 22 человека. Сейчас идет международное расследование этого убийства.
Сирийцы отрицают причастность к преступлению, а в Дамаске распространяются слухи о кознях неких врагов с намеком на израильские спецслужбы. Причем такие версии в доверительных беседах с обозревателем «Времени новостей» не исключали и работающие в сирийской столице российские дипломаты. Сирийские газеты уже клеймят принятую в Нью-Йорке резолюцию как «американо-израильскую». А тот факт, что Россия как бы отмежевалась от документа, воздержавшись при голосовании, льет воду на мельницу тех, кто считает создание трибунала антисирийским заговором Запада.
МИД России вчера объяснил свою позицию тем, что в резолюции есть «юридические изъяны» и не все российские поправки были приняты. В Москве опасаются, что «спешка» с учреждением трибунала «подхлестнет политические страсти в Ливане и усугубит раскол в ливанском обществе». Кстати, похожую позицию Россия занимает в отношении проблемы Косово на Балканах, призывая Запад не торопиться и сначала добиться согласия между спорящими сторонами, албанцами и сербами. Хотя, чего уж там лукавить, российские дипломаты прекрасно понимают, что, как и в случае с Ливаном, в ближайшее время достижение таких договоренностей маловероятно. Не понравилось россиянам и то, что документ опирается на главу VII Устава ООН, предусматривающую возможность использования против государства-нарушителя или группы лиц «экономических санкций и других мер, включая силовые». Ссылку на эту главу Москва назвала «избыточной».
Россия, у которой налажены неплохие экономические связи с Сирией, не в первый раз занимает неоднозначную позицию по проблемам этого региона. В сентябре 2004 года Москва воздержалась при принятии резолюции 1559 Совбеза ООН, потребовавшей «немедленного и полного вывода» из Ливана сирийских войск. Они пробыли в соседней стране почти 29 лет, пока наконец не ушли весной 2005 года в соответствии с требованием той резолюции.