Вчера, когда до начала саммита «большой восьмерки» в северогерманском курортном местечке Хайлигендамм оставалась ровно неделя, главы внешнеполитических ведомств восьми стран встретились в замке «Цецилиенхоф» в Потсдаме. Именно там летом 1945 года высшие представители государств-союзников по антигитлеровской коалиции совещались о послевоенном устройстве Германии и подписали знаменитое Потсдамское соглашение. Но в отличие от переговоров шестидесятилетней давности на этот раз представители Москвы и Вашингтона продемонстрировали отсутствие согласия по ключевым вопросам европейской безопасности.
Глава МИД России Сергей Лавров после встречи заявил журналистам, что
размещение американской системы ПРО в Чехии и Польше грозит «возникновением гонки вооружений». «Материальные факты на земле уже создаются, и это глобальная противоракетная оборона, случайно или не случайно, располагается по периметру границ России. Я не думаю, что
для России эта ситуация является смехотворной, и надеюсь, наши американские партнеры с уважением относятся к нашему анализу... Потому что пока нам просто говорят: нет, нет, вы не бойтесь, это не против вас. А наш анализ показывает, что это, мягко говоря, смехотворно, когда мы такие ответы слышим», -- сказал г-н Лавров. Адресат этих реплик был вполне узнаваем. Напомним, что «чисто смехотворной» назвала угрозу американской ПРО российскому ядерному потенциалу в конце апреля в Осло госсекретарь США Кондолиза Райс.
Вчера в Потсдаме г-жа Райс коснулась другой болезненной темы, которая грозит поссорить Вашингтон и Москву.
Она безапелляционно заявила, что «Косово точно не будет частью Сербии», добавив при этом, что "будущее в Европе есть и у Косово, и у Сербии". Однако сербское руководство решительно отвергает план предоставления Косово независимости под международным контролем, предложенный спецпосланником генсека ООН Мартти Ахтисаари.
В Москве полагают, что «любое решение может быть принято исключительно на основе договоренностей самих сторон», то есть Белграда и Приштины. «Мы за то, чтобы переговоры продолжались, -- отметил г-н Лавров, выразив надежду, что России не придется применять право вето по этому вопросу в СБ ООН. -- Надеюсь, что этого не потребуется и наши партнеры примут наши аргументы. Но я не могу себе представить ситуацию, в которой Совет Безопасности будет обсуждать резолюцию, не приемлемую для одной из сторон».
На правах хозяина встречи и представителя Германии, государства, председательствующего в «большой восьмерке», глава немецкого внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер попытался убедить своего московского коллегу в необходимости смягчить позицию. «Без Совета Безопасности мы в решении проблемы Косово не продвинемся дальше, -- заявил он. -- Нам необходимо не одностороннее согласие, а договоренность относительно того, как должен развиваться процесс выработки решения в Совбезе». Одновременно глава берлинского МИДа признал, что «в этом вопросе мнения стран G8 сближаются недостаточно».
Спор вокруг будущего статуса Косово, разгоревшийся вчера в Потсдаме, как признали сами его участники, оказался «открытым, интенсивным и серьезным». Министры сошлись на необходимости «продолжить переговоры, чтобы прийти к совместному решению». В переводе с протокольно-дипломатического языка данный пассаж означает, что теоретически ни один из членов «клуба G8» (в который входят Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Канада, США и Россия) не сможет в одностороннем порядке признать независимость Косово. Во всяком случае, пока.
Вчера же ранним утром в «столице» приближающегося саммита Хайлигендамме полиция и службы безопасности окончательно закрыли для прохода посторонних лиц ограждение, специально возведенное вокруг места проведения G8. Это сооружение, обошедшееся налогоплательщикам в 12,5 млн евро, длиной в 12 км и высотой в 2,5 метра, со слоем колючей проволоки по всей верхней части периметра призвано уберечь глав государств и правительств, ожидаемых в Хайлигендамме, от вылазок террористов, воинствующих антиглобалистов и прочих, как их здесь называют, «хаотов», которые своими акциями могут омрачить и без того не слишком оптимистичные ожидания, связанные с предстоящим саммитом.
Протестующие самых разных мастей встретят прибывающих на саммит руководителей восьми индустриально развитых стран около местного аэропорта Росток-Лааге. Этого права они добились путем судебных исков. Еще в прошлую пятницу местный административный суд отменил все запреты властей на демонстрации в непосредственной близости от места проведения саммита G8. Не согласились судьи лишь с протестами на самой территории, обнесенной забором. А во вторник «хаотам» отдали еще и аэропорт: запрет на проведение около него митингов был отменен. Однако в высшем административном суде в расположенном неподалеку городке Грайфсвальде находится жалоба полиции, протестующей против этого решения. Нерассмотренным пока остается и встречный иск с требованием разрешить митинговать внутри зоны безопасности, обнесенной забором.