Как и предсказывали многие наблюдатели, 2007 год с самого начала оказался насыщен политическими событиями. Да и в ближайшие полгода политическая активность будет только нарастать. Шумную волну поднимает
«Другая Россия». Ее деятельность виртуальна и в перспективе бесплодна как любая попытка скрестить правых либералов и левых радикалов. Вся оппозиция -- от Ирины Хакамады до "Справедливой России" -- уже сейчас усиленно строит социализм и норовит перекроить экономику, поставив ее на «истинные социальные» рельсы. Трудно представить, но даже СПС во главе с неутомимым лидером всех региональных списков Никитой Белых успел «сходить налево», стыдливо прикрывая измену кивками на Европу!
Есть ли в России вообще потенциал для правых идей? И кому под силу реализовать их?Начнем с того, что годы реформ привели к появлению целой категории людей новой формации, которые планируют будущее, а не плачут по уравниловке прошлого. Именно эти люди -- около 40 млн наших сограждан -- составляют основу благосостояния России. Они экономически активны и сумели отринуть патерналистские установки. Их отличительная черта -- сосредоточенность на личном: личном успехе, благосостоянии, равных стартовых возможностях для самореализации. Но при этом они не отделяют собственную судьбу от судьбы страны.
Сегодня они не кричат об абстрактной угрозе демократии, а обращают внимание на обеспечение равенства всех перед законом -- и олигарха, и сенатора, и мэра -- как главный постулат подлинного народовластия. Ориентиры тут -- Германия, США, Франция и другие страны, где демократические и судебные институты более совершенны. Эта социальная группа также высказывается за сокращение разрыва между бедными и богатыми. Логика проста: чем богаче население страны, тем меньше социальных потрясений и больше возможностей для роста. По этой же причине им близки идеи модернизации страны и диверсификации экономики. Преобразив Россию, нам будет чем гордиться перед детьми и внуками, ведь у предыдущих поколений уже есть Великая Победа, первый человек в космосе, создание индустриальной базы страны...
А еще всем здравомыслящим людям, коих большинство, нужен порядок. Именно порядок, а не уличные марши и дворцовые революции. Порядок во всем -- от борьбы с коррупцией и административным произволом до нормальных дорог без пробок и чистых дворов со спортивными площадками.
Итак, налицо большой слой людей, имеющих четко выраженный общественный запрос на демократию, развитие, порядок. Однако кто может обеспечить достойное политическое представительство этой социальной группе?
Сомневаюсь, что нынешние правые силы в состоянии это сделать. Их недостатки известны. Во-первых, на этом фланге нет консолидации, и вряд ли она возможна: слишком сильны персональные амбиции. Нет новых лиц, да и харизматиков среди лидеров правых не наблюдается.
Во-вторых, отсутствует общая повестка дня. Правозащитная тематика становится уделом мелких радикалов, которые переходят под прикрытие общественных организаций. Понятно, там и ограничений меньше, и финансирование лучше. Остаются борьба с коррупцией и экология. Но реальных рычагов воздействия у правой оппозиции нет, а просто критиканством нынче уже никого не удивишь -- не верят.
В-третьих, маргиналы российского правого либерализма потеряли своего избирателя. Бизнес склонен обсуждать свои проблемы напрямую с государством и теми, кто может адекватно отразить интересы делового сообщества. Ему нет нужды включаться в очередную кампанию по защите капитализма. Средний класс, а это и профессор, и стоматолог, и начальник смены на современном металлургическом заводе, оказался за бортом либеральной пропаганды. Усиленная работа с пенсионерами способна помочь СПС дотянуть до 7% в некоторых регионах, но вряд ли сработает на федеральном уровне, где в перетягивание каната, как и в начале прошлого века, активно включились коммунисты и «эсеры». Потуги апеллировать к молодежи пока ведут к проигрышу. Романтика бунтарства Каспарова и Касьянова привлекает некоторую часть студентов, в том числе и возможностью небольшого, но легкого заработка. Но большинству ребят нужны четкие гарантии карьерного роста, возможности для самореализации, а этого от правых не добиться.
Кризис правого дела? Нет, скорее кризис правых сил. В итоге общественный запрос новой России, о котором говорилось выше, обращен к нам, к "Единой России". Симпатии половины избирателей страны, которые наглядно продемонстрировали осенние и весенние выборные кампании в регионах, конвертируются в большинство в подавляющем числе парламентов и органах исполнительной власти. Реализуется целый ряд важных, меняющих жизнь проектов -- от поддержки передовых отраслей промышленности и инноваций до строительства бизнес-школ и современных спортивных комплексов в шаговой доступности.
Благодаря существующим у нашей партии возможностям, ее настойчивой и вдумчивой работе с властью эти программы воплощаются в конкретные дела. Это продвижение законопроектов по сохранению стабильной и предсказуемой налоговой системы и оздоровление бюджетной политики. Это реформирование пришедшей в упадок системы «условно-бесплатного» здравоохранения и развитие местного самоуправления.
Маленький пример: за семь лет количество налогов в России сократилось с 52 до 15, снижен НДС, а оборотные налоги, в том числе пресловутый налог с продаж, ликвидированы полностью. Полным ходом идет реализация плана Путина -- курса на создание конкурентоспособной экономики с «человеческим лицом», курса на раскрытие творческого и духовного потенциала нации.
Факты красноречивы. Темпы экономического роста превышают 6% в год, и страна уже вошла в десятку ведущих государств по объему ВВП. Инфляция снизилась до рекордного для России уровня. Увеличение реальных доходов населения спровоцировало настоящий потребительский бум, который подпитывается развитием системы кредитования. Люди начали планировать свое будущее. Внешнеэкономическая конъюнктура также благоприятна. Флагманы российского бизнеса приобретают активы за рубежом, выходят на ранее закрытые для них рынки. Повышаются кредитные рейтинги, а приток иностранных инвестиций в прошлом году превысил 30 млрд долл. Растут производство и сфера услуг, а значит, и прибыли, зарплаты, пенсии.
Тенденции оптимистичные, но для их продолжения нужна поддержка того самого «нового слоя», о котором говорилось выше. В демократическом государстве она обычно трансформируется в голоса на выборах. Однако пока экономически активные россияне проявляют поразительную пассивность в политике, дистанцируются от выполнения своих гражданских обязанностей.
Заблуждение считать, что персональный состав новой Думы уже известен, а выборы -- декорация. Предстоит жесткая конкуренция, а «невидимая рука» избирателя обеспечит сохранение интриги до самого последнего дня. Понятна занятость людей дела. Но им стоит задуматься над тем, в какой стране они проснутся 3 декабря 2007 года -- на следующий день после выборов Государственной думы.
Хочется надеяться, что исход выборов не будет зависеть лишь от поклонников «социалистических» сценариев и не способной противостоять им рыхлой и маргинальной правой оппозиции. Нельзя отдавать им на откуп свое будущее. Многое может определить активная позиция тех, кто разделяет правые взгляды. Участие в голосовании, да и просто больший интерес к политике, подключение к общественным дискуссиям, стимулирование рациональных, а не эмоционально-популистских обсуждений -- вот что требуется сегодня от среднего класса и бизнес-элиты. Для этого надо лишь покончить с апатией -- если вы не идете к политике, то она придет к вам сама, но уже в виде последствий. Как говорится, «думайте сами, решайте сами -- иметь или не иметь».