|
|
N°93, 31 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Аварии на шахтах начинаются в наших головах"
Так считает кемеровский губернатор Аман Тулеев
Трагедии на двух шахтах Кузбасса, принадлежащих компании "Южкузбассуголь", -- "Ульяновская" и "Юбилейная" -- в марте и мае нынешнего года унесли 148 человеческих жизней. О том, в чем причина этих трагедий и как радикально повысить безопасность в угольной отрасли, "Времени новостей" рассказал губернатор Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ.-- Аман Гумирович, в чем первопричина провала с безопасностью в угольной отрасли?
-- Это прямое следствие кризиса, в каком пребывала отрасль еще относительно недавно. Наши угольные предприятия, где изношенность основных фондов порой доходит до 80%, технологически кардинально отстали от зарубежных. Отсюда и отставание по безопасности. И когда объемы угледобычи стали расти, тогда мы и столкнулись с последствиями многолетнего кризиса. Оказалось, что мало просто купить несколько единиц дорогого оборудования. Нужны комплексные изменения в инжиниринге, в организации процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала. Ведущие угольные компании мира занимались этим долгие годы. В результате, постоянно увеличивая объемы добычи, они при этом добились за последние десять лет снижения смертельных случаев на производстве в 15 с лишним раз.
-- А не влияет ли на проблемы безопасности элементарная погоня собственников шахт за прибылью?
-- Дело не только в рвачестве, хотя оно, надо признать, встречается. Просто путь до безаварийной работы требует не только времени и максимальных усилий, но и колоссальных финансов. Где взять денег на оборудование и технологии, обеспечивающие максимальный уровень безопасности? Для угольщиков, чьи инвестиционные возможности куда скромнее, чем, скажем, газовиков и нефтяников, вопрос серьезный. Прибыль угольных компаний в 20--25 раз меньше, чем у нефтяных. При этом инвестиционная программа ведущих угольных компаний Кузбасса превышает их прибыль в 1,5--2 раза. Так что без масштабной государственной поддержки модернизации в угольной отрасли не обойтись. Прежде всего необходимо снизить ставку налога на добычу полезных ископаемых, субсидировать проценты по инвестиционным кредитам.
-- Почему аварии чаще всего случаются на шахтах Кузбасса?
-- Потому что в регионе добывается около 65% всех российских углей и 85% всех коксующихся углей.
Здесь добывается превосходный по мировым меркам уголь. Но по этим же меркам многие шахты Кузбасса относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метанообильности и газовой опасности. Если сравнивать опасность шахт в разных странах мира по десятибалльной шкале, то те кузбасские шахты, где случились самые большие трагедии последних лет, -- это шахты с девятью или десятью баллами. Природа человеку полностью неподвластна. Что у нас, что где-либо еще. В США с их очень высоким уровнем безопасности и контроля взрывы на шахтах тоже бывают. Только в начале этого года два взрыва на одной из американских шахт унесли жизни 21 человека. И жертв было бы больше, не добейся американские компании того, что под землей работает намного меньше людей, чем в России, и добыча существенно более автоматизирована.
-- Тем не менее если судить по выводам проверяющих органов, основной виновник трагедий на шахтах «Южкузбассугля» -- человек. Точнее, разной степени нарушения норм безопасности участниками производственного процесса. Как вообще становятся возможными подобные нарушения?
-- А как может быть иначе, когда у нас в целом закон и жизнь -- врозь. По слабости надзора и неисполнению законов угольная отрасль мало отличается от многих прочих сфер нашей жизни. Разница лишь в последствиях. В угольной промышленности они почти всегда несут человеческие жертвы.
-- То есть речь надо вести об изменении ментальности людей?
-- Вот именно. Как известно, на шахтах, где случились трагедии, защитные приборы попросту были выведены из нормального режима. Так что бессмысленно покупать оборудование ХХI века, но при этом мыслить и действовать по старинке, надеясь на авось и на то, что можно что-нибудь вручную подкрутить и починить. Нужно кардинально менять сознание людей, приучать их к непрерывной оценке всех рисков. Это должно быть заботой и власти, и собственников угольных компаний. Обеспечение безопасности работы угольщиков -- это вопрос, который решается и жестким государственным контролем, и внедрением новых технологий, и дисциплинарными средствами, и грамотной организацией труда. Без перестройки психологии, осознанного ощущения меры своей ответственности каждого участника горнорудного процесса -- от собственника и директора предприятия до инженера, горного мастера и рядового шахтера -- ничего путного у нас не получится. А люди будут по-прежнему гибнуть. Руководители угольных компаний должны усилить производственную дисциплину, а сами шахтеры -- пересмотреть традиционную психологию «шахтерского братства», допускающую пренебрежение требованиями безопасности. Необходимо повышение персональной ответственности сверху донизу всех участников горнодобывающего производства за счет изменения личной мотивации каждого из них.
-- Эта мотивация включает в себя такое понятие, как размер заработка?
-- Непременно! В структуре оплаты труда шахтеров надо увеличить долю тарифной ставки: с 20 до не менее 60%. И во многих компаниях уже переходят на эту схему. Ведь при нынешней сдельно-премиальной оплате шахтеры ради плана и заработка идут на самые страшные нарушения, например затыкают датчики-анализаторы метана ветошью. Необходимо также повысить статус и зарплаты и инспекторам «Ростехнадзора», освободив их тем самым от влияния со стороны руководства контролируемых предприятий. Пока же нищета инспекторов ведет к ослаблению требовательности, отступлению от правил, а то и к простому игнорированию нарушений.
-- Но изменение личной мотивации должно стимулироваться еще и соответствующими нормативами в методике организации горнорудного производства?
-- Конечно. Отрасль остро нуждается в адекватной сегодняшнему дню нормативной базе безопасности. Во-первых, хромает сама система контроля над безопасностью работ. Во-вторых, действующие еще советские регламенты закладывались при командной экономике, при других нормах добычи и технологиях. Сегодня все кардинально изменилось. И нужен новый, единый национальный регламент-стандарт промышленной безопасности на горнорудном производстве. Проект закона о нем все никак не вызреет в парламенте страны. Поэтому мы, не дожидаясь, пока центр раскачается, подготовили проект областного закона «Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда на предприятиях угольной промышленности» и приняли его на последней сессии областного совета.
-- В чем суть этого закона?
-- Закон состоит из трех частей. Первая -- это организация областной системы по безопасности работ в шахтах. У нас этим занимаются разные -- и государственные, и общественные структуры. А вот консолидирующей их работу головной структуры нет. Теперь такая будет утверждаться коллегией областной администрации. При этом, подчеркну, мы не подменяем органы федерального контроля на местах, а дополняем, консолидируем их работу. Вторая часть закона -- свод мер против нарушителей норм безопасности, своеобразный кодекс поведения всех участников процесса -- от руководителя до рабочего. Вот сегодня на шахтах у нас отлавливают людей с зажигалками и сигаретами, а то и вовсе под алкогольным или наркотическим кайфом. Запретить идти в забой им можно, но поди уволь их! Только через суд. Наш закон предусматривает предупреждение подобных ситуаций, недопущение их в принципе. То есть, еще нанимаясь на работу, человек должен ясно представлять, что, например, курение или наркотики под землей означают автоматическое увольнение. Отрази все эти статьи в тексте трудового договора, в тексте договора найма. Будет такой проступок -- запись в трудовой книжке. А это "волчий билет" на другие шахты. Это относится и к ИТР. Посылаешь пьяницу на участок -- ты тоже преступник. В законе есть статьи, не противоречащие федеральному законодательству, но при этом позволяющие сказать: нельзя, не имею права нарушить закон области, посадят меня. Наконец, третья часть закона -- мероприятия по технике безопасности на угольных шахтах. Здесь мы строго ориентировались на действующие в отрасли правила, сведя их в единое целое. Этот прототип технического регламента мы представили на суд экспертам по безопасности, специалистам «Ростехнадзора». Вообще-то, на мой взгляд, проект федерального закона об усилении безопасности в угольном производстве должен разработать «Ростехнадзор». Но пока этого не сделано, мы вынуждены принимать региональный закон. Мы не можем ждать.
-- Какова, по-вашему, роль «Ростехнадзора» в решении проблемы повышения безопасности угольной отрасли?
-- Нужна серьезная реформа государственного контроля в этой сфере, реформа «Ростехнадзора». Для предотвращения аварий на шахтах нужно усилить его роль. Считаю, нужно сделать так, чтобы добычу угля можно было остановить не через суд, а решением инспектора «Ростехнадзора». Навесил пломбу, и привет. Кроме того, считаю, что на каждой шахте должно работать по два инспектора «Ростехнадзора», и с зарплатой, как в советские времена, на уровне главного инженера.
-- Дефицит кадров сказывается на безопасности производства?
-- Еще как! Ведь из-за того, что грамотная молодежь не рискует идти на шахты, туда берут кого ни попадя. В забой попадают не просто безответственные алкоголики и наркоманы, но и элементарно технически безграмотные работники. И это в условиях насыщения горного производства высокопроизводительной техникой, радикально изменяющей содержание работы всего персонала, включая горнорабочих. Тем не менее практически нет какого-либо обучения рабочих на производстве, как нет и былой системы повышения квалификации ИТР на всех уровнях, вплоть до директора шахты. Терпеть такое положение дальше невозможно. Решение в ежегодном обучении трудящихся с отрывом от производства на 3--5 дней. А переподготовка руководителей -- от директора до горного мастера -- должна проводиться не реже одного раза в пять лет в институте повышения квалификации. Подобные квалификационные требования прописаны в проекте закона, о котором мы говорили.
-- И все же рыба гниет с головы. Недаром после вашей критики руководства «Южкузбассугля» последовало ожидаемое поглощение компании «Евразхолдингом»...
-- Да, на собственниках лежит особая ответственность, и сиюминутная прибыль не может быть их приоритетом. По-настоящему заботятся о безопасности те, кто строит долгосрочные стратегии и рассчитывает на рост стоимости своего бизнеса. Посмотрите на активные и ответственные действия компаний, вышедших на биржу или собирающихся на нее выходить, -- «Евразхолдинг», «Мечел», «Белая», СУЭК. Они прекрасно понимают, что любая авария на их шахтах обрушит котировки их акций, и уделяют первостепенное внимание безопасности не по принуждению, а потому что это отвечает их главным интересам -- увеличить стоимость, повысить привлекательность для инвесторов. В этом смысле акционеры могут оказаться лучше любого технадзора. Они не захотят спокойно смотреть, как из-за аварий обесценивается их собственность. И непременно поставят вопрос о смене менеджмента, о том, чтобы безопасность стала приоритетом.
Беседовала Анна ПРОКЛОВА