|
|
N°91, 29 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кинопобедители
Румынский фильм и российский актер впервые удостаиваются главных призов в Канне
Как и предполагал ваш обозреватель, а вместе с ним критики всего мира, главная награда минувшего Каннского фестиваля досталась румынской ленте режиссера Кристиана Мунгиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня». Если учесть, что два года назад главный приз программы «Особый взгляд» был вручен «Смерти господина Лазареску» Кристи Пуйу, а в прошлом году каннскую «Золотую камеру» (приз за лучший дебют) присудили картине «12:08 к востоку от Бухареста» Корнелиу Порумбою, то впору говорить о новой волне в румынском кино. Формальные признаки румынской волны известны -- репортажная камера, минималистская актерская игра, реальные интерьеры и сильная доза ипохондрии, -- но главное, наверное, в другом. И «Лазареску...», и «4 месяца...», будучи кино по определению не зрительским, тяжелым, даже душераздирающим, смотрятся при этом как настоящие экзистенциальные триллеры, не отпускающие зрителя ни на секунду. В этом, пожалуй, самый интересный аспект того, что происходит сегодня в румынском кино.
Гран-при присужден «Траурному лесу» Наоми Кавасе. Совершенно справедливым кажется и то, что одна из высших наград фестиваля -- приз за лучшую мужскую роль -- досталась нашему актеру Константину Лавроненко. И дело здесь не только в том, что Россия впервые за бог знает сколько лет представлена в конкурсе двумя фильмами («Изгнание» Звягинцева, в котором и сыграл Лавроненко, и сокуровская «Александра»). Дело в уровне этих фильмов. При всех недостатках и претенциозных перегибах Звягинцев вызывает уважение хотя бы тем, что продолжает гнуть свою линию и снимает кино «о самом главном», не принимая во внимание правила хорошего тона. А Александр Сокуров вообще порадовал первым вменяемым фильмом за долгое, долгое время.
Американский художник и режиссер Джулиан Шнабель (знатоки современного искусства помнят его полотна с приклеенными битыми тарелочками) награжден за лучшую режиссуру «Скафандра и бабочки» -- экранизации одноименного романа парализованного писателя, надиктовавшего текст, моргая левым веком. Спецприз жюри присужден Гасу Ван Сэнту за «Параноидальный парк», очередную вариацию американского режиссера на темы подросткового насилия. Приз жюри разделен на две половинки -- французской мультяшке «Персеполис» и «Свету во тьме» Карлоса Рейгадаса. Наконец-то небольшая, но активная группа поддержки этого мексиканского режиссера могла порадоваться за своего кумира.
Приз за лучшую женскую роль присужден Чон Де Йеон, сыгравшей обезумевшую от горя мать в «Тайном солнечном свете» Ли Чан Дона. Лучшим сценаристом назван немец турецкого происхождения Фатих Акин («С другой стороны»). А приз «Особого взгляда» достался румынской картине «Калифорнийские мечты» Кристиана Немеску. Увы, ее автор не станет лидером румынской новой волны -- он погиб в возрасте 27 лет, а фильм демонстрировался в незаконченной версии.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн--Москва