|
|
N°93, 31 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олег Урушев: Я не хочу участвовать в надувательстве
С прошлого года российские регионы получили законодательную возможность вкладывать деньги из местных бюджетов в кинопроизводство. Пока наиболее заметные региональные кинопроекты, в том числе картины «Асса 2» и «Анна Каренина» Сергея Соловьева, появляются на свет в городе нефтяников Ханты-Мансийске. И связано это не только с тем, что здесь уже пять лет подряд проходит международный кинофестиваль дебютов «Дух огня». Ханты-мансийская компания «Югра» стала одной из тех, кто сумел деньги, полученные от сериалов, направить на производство игровых фильмов. Теперь сюда добавились еще и бюджетные средства. О том, какими путями приходят в кино региональные инвестиции и какую роль начинают они играть в создании российской киноиндустрии, председатель совета директоров «Югры», продюсер Олег УРУШЕВ рассказал Ларисе ЮСИПОВОЙ.
-- Когда проходил первый кинофестиваль «Дух огня», жители Ханты-Мансийска уже года два-три как никакого кино не видели -- старые кинотеатры закрыли, новые еще не построили. И вдруг фестиваль дебютов -- совершенно киноманское мероприятие...
-- Я, кстати, был против -- полагал, что сначала в городе должна появиться хоть какая-то кинотеатральная инфраструктура. «Созданию инфраструктуры, -- сказали мне тогда, -- фестиваль будет только способствовать». Так и получилось.
-- На первом фестивале ходили слухи, что вы в этом участвуете из-за собственных продюсерских амбиций.
-- Тогда мы уже сняли первый сериал -- «Золото Югры», который у нас купили все центральные каналы, мы развивались именно как производители телевизионных фильмов. Так что телевизионные амбиции у нас были, а благодаря фестивалю к ним добавилось еще и кино.
-- А когда вы почувствовали, что эти амбиции могут быть реализованы?
-- В 2002-м мы начинали снимать фильмы в High Difinition. На «Первом канале» прошли наши картины «Любовь и страхи Марии» и «Ненормальная». Мы их не стали переводить на пленку, решили, что рациональнее оставить на цифре и сразу, без кинопроката, отдать на ТВ. Я считаю, что будущее за электронным кинематографом, и лет через десять все перейдут в цифру. Когда мы с Сергеем Александровичем Соловьевым впервые смотрели фильм Сокурова «Русский ковчег» на Каннском фестивале, Соловьев вдруг говорит: «А знаешь, и эта эстетика может нравиться зрителю». Хотя до этого мы с ним много дискутировали о цифре, и он был решительно против. «Есть же эстетика кадра 35 мм, -- убеждал он меня, -- эстетика 16, 16-супер...» И я был очень приятно удивлен, когда он неожиданно предложил: «А давай-ка снимем «Ассу» на хайц-ди!»
-- То есть «Асса» снимается на цифре?
-- Да.
-- И кто оператор?
-- Самый что ни на есть киношник-пленочник -- Юрий Клименко. Наш фильм «Франц и Полина» тоже снимали на цифру, правда, потом переводили на пленку. И вот совсем недавно он получил два приза, в том числе и Гран-при на главном европейском фестивале цифрового кино в Биарицце.
-- Расскажите про «Франца и Полину». Насколько мне известно, режиссер-дебютант Михаил Сегал появился на этом проекте не сразу.
-- Изначально режиссер был другой. А оператором с самого начала был Макс Трапо, который, когда в группе возник конфликт, и предложил Мишу Сегала -- они вместе снимали клипы. Миша пришел со своей военной музыкальной балладой «Черный ворон» и сказал, что снял ее за один день. Меня это впечатлило. Нам хотелось, чтобы фильм был для молодежи, и то, что Миша клипмейкер, что ему была интересна военная тема, все сработало. Мы рискнули и доверили проект ему.
-- По-моему, получилась очень достойная история. Но с прокатом артхауса у всех проблемы. Как вы их решаете?
-- У нас прокат сначала прошел в городах России, а потом в Москве. Нас купила столичная сеть -- с тем чтобы запустить небольшое количество копий. С крупными игроками мы не смогли договориться, они честно сказали: «Нас интересует коммерческое кино». Мы их прекрасно понимаем -- залов действительно не хватает. Мы и в наших районных кинотеатрах были вынуждены влезать в имеющиеся «дыры»: репертуар-то расписан на год вперед. Российское кино по-настоящему появится в кинотеатрах, только когда будет построена еще как минимум тысяча залов, то есть столько же, сколько существует сейчас. Тогда будет востребовано не только кино, которое имеет за собой мощный рекламный ресурс, но и нормальные хорошие российские фильмы.
-- В этом году была большая пресс-конференция в «Роскультуре», где шла речь о том, что регионы начинают играть всю большую роль в киноиндустрии.
-- Да, мы долго лоббировали изменения в законе. Точнее, одну строчку: разрешить субъектам федерации участвовать в реализации федеральной программы. Разрешить -- все, больше ничего.
-- Какие у вас были аргументы?
-- Наш губернатор Александр Филиппенко поддерживал развитие кинопроизводства, помимо прочего это создание новых рабочих мест, интеллектуальный труд, который интересен краю. Это все подкреплялось нашими успехами в сериальном производстве: все проекты «Югры» доходные, ни одна региональная компания не может похвастаться тем, что на ее расчетный счет за производство фильмов поступило более 3 млн долл. Причем, запуская сериалы, мы не используем правительственные деньги, как многие думают. Это деньги частных инвесторов, компаний, которые вложили средства, получили прибыль и снова вложили. Мы в течение двух лет занимались разработкой окружной правительственной программы по поддержке кинематографа, но оказалось, что законодательно это оформить невозможно.
-- А что дала вам эта строчка в законе?
-- Мы можем заложить деньги в региональный бюджет и создать свою программу поддержки. В Ханты-Мансийском округе принята целевая программа «Культура», где есть подраздел «Кинематография», который подразумевает и развитие киносети, и производство игровых фильмов.
-- Какая часть регионального бюджета идет на кино?
-- Мизер -- 0,1%.
-- Плюс к федеральным?
-- Да.
-- Фильм «Кочевник» был снят в Казахстане за 40 млн долл., выделенных Назарбаевым. В Якутии снимается фильм о Чингисхане, по их версии он якут. Иными словами, региональные деньги направляются в первую очередь на исторический эпос. У вас тоже?
-- Тоже. Мы сейчас приступаем к съемкам фильма по роману нашего автора Еремея Айпина. Вышла замечательная книга о казымском восстании ханты -- это 20-е годы XX века. Восстание было подавлено красной армией и НКВД. Фильм называется «Божья матерь в кровавых снегах», должен получиться такой хантыйский вестерн.
-- Похоже, что историческое кино становится конъюнктурой рынка.
-- И мы под эту конъюнктуру подстраиваемся. В наших планах фильм про Александра Меншикова по сценарию местного сценариста Риммы Ефремовой. Меншиков отбывал ссылку в наших краях, в Березове. Это проект 2008 года. Сейчас ведем переговоры, ищем режиссера. Кстати, сценарий «Божья матерь в кровавых снегах» мы отправили Сергею Бодрову-старшему и Александру Рогожкину.
-- А новых режиссеров вы ищете?
-- Конечно, ищем. Наша специфика -- работа с дебютантами. Миша Сегал -- дебютант, в сериале «Ненормальная» дебютант -- Саша Глобин. Посмотрели его новеллу в «Ералаше», она нам понравилась, мы ему доверили.
-- Некоторые работают с дебютантами, потому что это интересно. Некоторые -- потому что под дебют легче получить господдержку. А вы?
-- Мы не получили ни одного гранта от государства. Только «Францу и Полине» было выделено 1 млн руб. на прокат. Интересно открывать новые имена. К тому же с дебютантами легче работать, можно реализовать какие-то свои представления ,а мастер если уж что решил, то будет так, а не иначе.
-- Вы продюсер давящий?
-- Нет. Но если я вижу, что проект идет не туда и увижу это в начале пути, я могу принять кардинальные решения. Что и произошло с «Францем и Полиной».
-- При всей моей симпатии к этому фильму я все же не поняла, зачем было запускать его сейчас. Вы же, наверное, знаете, есть исследования, согласно которым военная тема сразу же снижает зрительский интерес.
-- Отвечаю честно: фильм должен был появиться к 60-летию Победы. Хотя мне лично безотносительно ко всему этому очень понравился сценарий. Замечательная история Алеся Адамовича.
-- Считается, что в вашем крае легче с деньгами на кино?
-- Это обывательское представление. С деньгами на кино легче в городе Москве. 70% инвесторов фильмов -- москвичи. Те нефтяники, которые спонсируют кино, тоже в Москве.
-- Как вам кажется, через лет 10--20 в регионах кинематографическая жизнь сможет стать столь же полной, как в Москве? И вы сможете не зависеть от московских инвесторов?
-- Думаю, что спокойно сможем. Москва перевалочный пункт. Рынок, где легче поймать удачу. Но когда ты гарантируешь инвестору, что его деньги, вложенные в наше производство, принесут больше дивидендов, чем банковский вклад, он готов участвовать.
-- А как вы можете это гарантировать при нынешней прокатной ситуации? Когда выпустить фильм на экраны едва ли не дороже, чем этот фильм снять?
-- Я говорю только о телевидении. На кино мы пока инвесторов не привлекаем.
-- То есть вы тратите на кино деньги, заработанные на ТВ плюс немного государственных?
-- Да. Хотя я надеюсь, что «Асса 2» будет в том числе и коммерчески успешным фильмом. У нас есть проекты с коммерческим потенциалом, но они малобюджетные. Когда говорят: «А давайте снимем фильм за 10--15 млн долл. и все вернем!» -- это блеф и надувательство инвесторов.
-- А с каким бюджетом не блеф?
-- До 4 млн. Два -- на производство, и столько же на рекламу. Если у вас нет бесплатного рекламного ресурса.
-- А вы используете ваш ТВ-ресурс у себя в крае?
-- Конечно. Я в Америке смотрел года два назад по телевизору финальный бейсбольный матч. В США самая дорогая телереклама на спортивных программах -- 1 млн долл. один слот. И реклама чего там была? Кино. «Смотрите в кинотеатрах с 15 мая фильм «Троя». А дело было в феврале. По бюджетам у них на первом месте продукты, на втором -- автомобили, третье -- кино, четвертое -- сотовая связь.
-- Но в некоторых странах Европы реклама кино по ТВ запрещена. И витает идея пролоббировать подобный закон и у нас.
-- Я считаю, это не имеет никакого смысла. «Первый канал» и СТС выпускают по два фильма в год. Это не делает погоды. Думаю, в нашей стране в конце концов все нормализуется и каждый займет свою нишу.
|