Год назад многочисленные критики России пророчили, что саммит «большой восьмерки» в Петербурге закончится провалом. Этого не случилось. В нынешнем году, когда председательство в клубе перешло к Германии, канцлеру Ангеле Меркель, напротив, выдавали большие авансы. И, похоже, снова напрасно: тень грядущего провала в последние дни стремительно нависла над саммитом в Хайлигендамме.
По данным «Времени новостей», в данный момент проекты основных документов саммита, под которыми через неделю лидеры восьми стран должны поставить свои подписи, не согласованы. Более того, на будущий понедельник назначена экстренная встреча «шерп» (спецпредставителей глав государств по взаимодействию в рамках «восьмерки») -- похоже, что как минимум до того времени разногласия уладить не удастся. А скорее всего, их не удастся уладить до самого саммита.
Расколол «восьмерку» климат.
Как уже сообщала газета «Время новостей», предложения Германии, касающиеся борьбы с глобальным потеплением и перспективой действия Киотского протокола категорически не устроили Вашингтон. А когда американцы поняли, что их мнение попросту игнорируют, то направили в Берлин крайне резкие, практически за гранью дипломатии, комментарии. Их содержание попало в прессу, после чего Ангеле Меркель осталось лишь признать наличие проблем на переговорах. В своем видеообращении она подчеркнула: глобальное потепление может быть остановлено лишь в том случае, если индустриально развитые страны «пойдут впереди» -- тогда можно будет убедить и такие развивающиеся государства, как Индия и Китай, в том, что изменение климата является «одним из крупнейших вызовов для человечества».
В самой «восьмерке» баланс интересов складывается «существенно противоречивее», чем в ЕС, сказала г-жа Меркель в бундестаге в конце прошлой недели. Странам клуба необходимо выработать «общее понимание» того,
как можно остановить изменение климата, сказала она. И добавила, обращаясь к депутатам: «Я говорю вам совершенно откровенно: я не знаю, удастся ли достичь этого в Хайлигендамме».
Политику главы федерального правительства многие подвергают критике, усматривая в этом, как выразился один из лидеров Greenpeace Тобиас Мюнхмайер, «сдачу важных позиций». Канцлер Меркель, считает он, ведет дело к «расплывчатому компромиссу» -- было бы лучше, если бы страны «восьмерки» открыто изложили свои разногласия.
Как известно, крупнейшие «производители» углекислого газа так и не присоединились к Киотскому протоколу, устанавливающему математически точные цели по снижению выбросов. Этого не сделали ни США (по данным Международного энергетического агентства за 2004 год, объем эмиссии составил почти 5,7 млрд тонн углекислого газа), ни Китай (второе место -- почти 4,77 млрд тонн). Без них об эффективном воздействии протокола на окружающую среду говорить не имеет смысла. Европейский союз, состоявший в 2004 году из 25 государств, на круг «производил» 3,89 млрд тонн углекислого газа. Заложенный в протоколе экономический механизм, который должен стимулировать страны сокращать выбросы, -- это возможность торговать национальными квотами. Республиканскую администрацию США такой «принудительный» механизм никогда не устраивал.
Твердую позицию Вашингтона в этом вопросе, как правило, трактуют как невнимание к экологическим проблемам. И, как ожидали эксперты, до перехода власти к демократам американская позиция вряд ли бы сменилась.
Однако Джордж Буш был готов совершить переворот. Как стало известно «Времени новостей», к нынешнему саммиту «восьмерки» Вашингтон внес свои предложения по защите климата, которые звучат куда более амбициозно, чем те меры, что предложила Германия.
Берлин предлагает, чтобы переговоры по «посткиотскому» соглашению (действие Киотского протокола завершается в 2012 году) начались в декабре этого года на международной конференции в Индонезии и завершились к концу 2009-го -- так, чтобы новый механизм мог начать работать сразу после завершения действующего. Что касается развивающихся стран, то Берлин «надеется» привлечь их к этим переговорам.
Инициатива администрации Буша сводится к следующему: развитым странам необходимо вместе с развивающимися странами (читай -- с Китаем) провести переговоры о разработке и применении экономически эффективных технологий для снижения парникового эффекта, причем сделать это до конца 2008 года.
США не ставят конкретных целей по снижению выбросов (немецкое предложение -- сократить их к 2050 году вдвое по сравнению с 1990-м), настаивая на внедрении технологий и рыночных стимулов. И хотя в этих предложениях очевиден экономический расчет (выбить накануне президентских выборов из рук демократов «экологическую» карту), они явно амбициознее немецких инициатив как по срокам, так и по охвату.
«Это огромный прогресс. Если раньше американцы просто не хотели разговаривать в рамках «восьмерки» на тему климата, то сейчас я вижу просто фундаментальное изменение позиции», -- сказал «Времени новостей» источник в одной из стран G8.
В то же время немецкие участники переговоров в неофициальном порядке сообщают о трудностях в поисках совместных формулировок для заключительного коммюнике. В разделе, посвященном климату, целые абзацы «находятся за скобками», то есть не согласованы партнерами. Берлинский собеседник газеты считает, что параграф о защите климата останется несогласованным до встречи в Хайлигендамме, и уже непосредственно во время саммита лидерам придется самим вырабатывать политический компромисс. «Думаю, Буш будет очень хорошо готов к такому обсуждению», -- считает один из источников газеты.
Разногласия по климату -- самые острые, но не единственные. Под общим лозунгом саммита «Экономический рост и ответственность» подразумеваются две дискуссии и, соответственно, два документа: «Рост и ответственность в глобальной экономике» (одним из разделов которого является защита климата) и
«Рост и ответственность в Африке». Как известно, решением саммита 2005 года в шотландском местечке Глениглс «восьмерка» начала процесс масштабного списания долгов странам Африки. На этот раз США и Великобритания предложили партнерам взять на себя новые обязательства по финансированию разнообразных программ на «черном» континенте. Но, по данным «Времени новостей», остальные члены «восьмерки» к этому категорически не готовы.
Для России конфликт внутри «восьмерки» не имеет критически важного значения. В вопросе защиты климата Москва, скорее всего, готова двигаться и в рамках «киотского процесса», а может поддержать и усилия американцев. В остальном было бы важно, чтобы G8 подтвердила приверженность принципам в сфере энергетики, объявленным на питерском саммите, и готовность выполнять его решения. По сведениям газеты, параграф об этом -- один из немногих уже согласованных участниками клуба.