Авиакомпания
«Сибирь», работающая под торговой маркой S7, стала первым в России заказчиком пассажирского самолета нового поколения
Boeing-787 Dreamliner, даже проектирование которого пока не завершено. Вчера компания подписала заказ на 15 таких самолетов каталожной стоимостью 2,4 млрд долл. и взяла опцион еще на 10 машин. Эксперты не совсем понимают, на каких маршрутах «Сибирь» собирается использовать столь значительное количество дальнемагистральных лайнеров. Отвечая на вопрос «Времени новостей» по этому поводу, генеральный директор «Сибири» Владислав Филев сослался на Мао Цзэдуна: «Винтовка рождает власть, -- напомнил он слова великого кормчего и добавил: -- А этот революционный самолет сам создаст для себя рынок».
Подписанный вчера контракт «Сибири» с Boeing готовился под большим секретом и стал неожиданностью не только для прессы, но и для активных игроков российского авиастроительного и авиатранспортного рынка. Представители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и «Аэрофлота» лишь вежливо поздравили «Сибирь» с большой покупкой, но отказались от дальнейших комментариев. Между тем ОАК, хотя и не производит самолета, аналогичного Dreamliner, имеет солидный повод испытывать ревность к Boeing, которого наши авиастроители называют «глобальным конкурентом». А у «Аэрофлота», который в 2005--2006 годах вел длительные переговоры о покупке Boeing-787, но так и не получил на это директивы своего основного акционера -- государства, есть основание ревновать «Сибирь».
В «Сибири» государство владеет блокирующим пакетом (25,5%) акций и теоретически также может воспрепятствовать сделке, например по внешнеполитическим соображениям. Однако г-н Филев отверг вероятность такого развития событий, отметив, что все акционеры компании руководствуются исключительно экономической целесообразностью. Вице-президент по продажам в Европе, Средней Азии и России гражданского подразделения Boeing Марлин Дейли поддержал такой подход: «Использование этого самолета в парке S7 откроет перед компанией новый мир возможностей».
Коммерческие поставки Boeing-787 по всему миру планируется начать в 2008 году. «Сибирь» свои первые семь Dreamliner должна получить в 2014 году. Она стала 45-м заказчиком этого самолета. Всего на сегодняшний день Boeing собрал 584 твердых заказа на Dreamliner.
Как сообщил г-н Филев, для кредитования сделки компания планирует привлечь консорциум российских и зарубежных банков, называть которые он счел преждевременным. Он лишь сказал, что, «скорее всего», среди них будет фигурировать Сбербанк. Гендиректор также отметил, что компания уже оплатила Boeing аванс из собственных средств.
Boeing-787 будет выпускаться в трех модификациях, различающихся по пассажировместимости и дальности полета. «Сибирь» заказала модификацию Boeing-787-8 (210--250 кресел, дальность -- 14 200--15 200 км). Вопрос о том, где именно «Сибирь» собирается летать на таких лайнерах, представляет большой интерес. Нынешняя маршрутная сеть компании охватывает Россию, страны СНГ, северные провинции Китая, несколько пунктов назначения в Германии. Эта территория «тесна» для самолета с характеристиками Dreamliner. Г-н Филев рассчитывает, что новая сеть «Сибири» сформируется как бы сама собой с приходом новой техники. Руководитель аналитической службы «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев высказал «Времени новостей» мнение, что в нынешней сети «Сибири» нет подходящего места для Boeing-787. Эксперт видит несколько направлений, на которых этот лайнер мог бы быть востребован. «Во-первых, -- говорит он, -- существуют направления, куда «Аэрофлот» летал во времена СССР, а потом перестал по экономическим причинам, -- это Латинская Америка и Африка». С таким самолетом, как Dreamliner, способным достичь их без посадки, полеты туда могут снова стать рентабельными. Кроме того, к 2014 году, когда лайнеры поступят в парк «Сибири», экономические связи самих этих регионов с Россией могут укрепиться, а это создаст спрос на авиаперевозки туда.
«Во-вторых, -- продолжает г-н Пантелеев, -- действующие межправительственные нормы о воздушном сообщении могут смягчиться, и это, в частности, даст «Сибири» возможность летать в Северную Америку. В-третьих, Юго-Восточная Азия и территории южнее ее -- Австралия и Океания -- могут оказаться очень благодатным полем для эксплуатации Boeing-787».
Г-н Филев, правда, высказал «Времени новостей» противоположное суждение. По его словам, «в обозримом будущем внутренний российский рынок будет оставаться основным для S7, а Boeing-787 вполне может использоваться в нашей стране».