|
|
N°91, 29 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алюминиевый озноб
Биржевые спекулянты третью неделю играют на повышение на информации о покупке Alcan
Мировую добывающую и металлургическую отрасль буквально лихорадит: едва ли не каждую неделю появляется информация о переговорах по слияниям или поглощениям. Вчера, например, австралийские СМИ опубликовали новость о том, что британо-австралийская Rio Tinto готовится к покупке канадской Alcan. А в канадской Globe and Mail появилось сообщение о том, что ту же Alcan собирается приобрести норвежская Hydro Aluminium. И хотя далеко не факт, что сделки состоятся, для биржевых спекулянтов появление такой информации -- отличный повод для игры на повышение.
Все началось после того, как 7 мая американская Alcoa объявила оферту акционерам Alcan, предлагая им за акцию 58,6 долл. наличными и 0,4108 собственной акции. Кроме того Alcoa обязалась взять на себя внешний долг Alcan, таким образом сумма сделки, создающей бесспорного лидера алюминиевой отрасли, составила бы 33 млрд долл. Оферта действует до 10 июля и может быть продлена. При этом сделка может состояться, только если в результате оферты Alcoa удастся консолидировать не менее двух третей акций канадского конкурента. Акции обеих компаний после этого рванули вверх. Впрочем, совет директоров Alcan рекомендует акционерам противостоять «враждебным», как их называют в канадской компании, намерениям Alcoa.
Буквально через несколько дней после этого рынок взбудоражил слух о грядущем слиянии двух добывающих компаний -- британо-австралийских BHP Billiton и Rio Tinto. Впрочем, компании опровергли эту информацию.
Однако вчера рынок потрясли новые заявления, в центре которых опять оказалась Alcan. Австралийские СМИ сообщили, что Rio Tinto якобы наняла Deutsche Bank для оказания консультационных услуг в ходе возможной попытки купить канадского производителя алюминия. Официально эту информацию никто не подтвердил. А западные аналитики выразили сомнение, что сделка между Rio Tinto и Alcan может состояться.
Канадские же СМИ в свою очередь указывают, что норвежская Hydro Aluminium (подразделение корпорации Norsk Hydro) предложила за Alcan сумму, превышающую предложение Alcoa. Но та же газета на прошлой неделе писала, что Alcan ведет переговоры и с британо-австралийской BHP Billiton в поисках альтернативы поглощения со стороны Alcoa.
Впрочем, возможными претендентами на сделку с Alcan называют и другие компании, в том числе бразильскую CVRD, швейцарского спекулянта Xstrata (в последние три года засветившегося чуть ли не во всех крупных сделках по поглощениям в добывающей отрасли), а также «Российский алюминий». Кроме того, австралийская газета Age отмечает, что они могут быть в равной степени заинтересованы и в поглощении Alcoa.
Следует отметить, что у Alcan есть ряд существенных преимуществ перед партнерами. Например, она обладает технологиями производства алюминия на 300- и 400-амперных анодах, доставшимися ей при покупке французской Pechiney три года назад. Более продвинутые технологии есть только у РУСАЛа, который разрабатывает уже 500-амперный анод. Но РУСАЛ остается частной непубличной компанией, поэтому на покупку его едва ли кто-то может всерьез рассчитывать.
Также у Alcan есть и «минусы» -- прежде всего нехватка сырья. Поэтому слияние с Alcoa, крупнейшим производителем глинозема, или Rio Tinto, также обладающей достаточно высокой ресурсной базой, принесло бы в этом отношении определенный синергетический эффект. Но уничтожение компании как самостоятельной единицы скорее всего оказалось бы пагубным для ее технологического развития.
На информации о возможных слияниях выросли акции практически всех компаний добывающего сектора. С начала действия оферты Alcoa акции Alcan поднялись более чем на 40% и стоили вчера в Нью-Йорке 85,5 долл. за штуку. Акции Alcoa подорожали за тот же период почти на 20% и торгуются на уровне 42 долл. за штуку. На возможности слияния с BHP стремительно росли акции Rio Tinto: в день появления информации о возможной сделке они впервые в своей истории перешагнули уровень в 100 долл. за акцию, вчера же их цена на австралийской фондовой бирже составила 94,5 долл. (после спада до 90--92 долл.) за штуку.
Анна ЛАНДЕР