|
|
N°91, 29 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Ласточка" перестройки
Матиаса Руста в России помнят лучше уволенных из-за него генералов
20 лет назад родилась одна из последних советских легенд. 28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту рядом с Кремлем среди бела дня приземлился самолет "Сессна-172Б Скайхоук", пилотируемый 19-летним гражданином ФРГ Матиасом Рустом. Юный пилот не имел визы в СССР и беспрепятственно преодолел считавшуюся неприступной систему советской ПВО.
История о том, как до Красной площади беспрепятственно долетел маленький самолетик, откуда спрыгнул довольный собой молодой человек и начал раздавать автографы направо и налево, пока его не арестовали, 20 лет назад звучала невероятно и казалась стопроцентным слухом. Но когда через несколько дней разразились реальные громкие отставки высших военных чиновников, отвечавших за охрану московского неба, стало очевидно, что это никакие не шутки --- «железный занавес» действительно был пробит маленьким, игрушечным самолетиком.
До сих пор непонятно, почему благодарная Россия так крепко запомнила неуравновешенного немецкого подростка в очках, похожих на те, которые потом станет носить Гарри Поттер. Он даже стал героем анекдота: « -- Таксист, вези меня в Шереметьево-3! -- Это какое такое Шереметьево-3? -- Ну, на Красную площадь!»
А фамилии уволенных после его перелета генералов и маршалов сейчас стерлись из народной памяти.
За последние двадцать лет неоднократно появлялись расследования и разоблачения: дескать, ничего смешного в поступке Руста не было, обыкновенная провокация НАТО, однако до шпионского скандала этот детектив не дотянул. Потому что никаких военных секретов Руст никогда так и не обнародовал, да и репутацию приобрел впоследствии такую несерьезную, что был постепенно со «шпиона» понижен в звании до «авантюриста». Фигурировали и другие версии относительно провокации, организованной с другой стороны для достижения внутриполитических целей -- избавления от генерал-патриотов. Через много лет после поступка Матиаса Руста начальник управления противовоздушной обороны Московского военного округа генерал-майор Михаил Круш заявил, что Матиаса Руста, посадившего свой самолет на Красной площади и поставившего таким образом под сомнение боеспособность противовоздушных сил СССР, могли сбить в любой момент. По словам генерала, указание пропустить Руста была дано высшими инстанциями. Это было политическое решение. Его вели с самого начала и могли бы несколько раз сбить хоть ракетой, хоть самолетом, сказал он.
Тем не менее и это тоже стало уже достоянием истории. Но история рассудила неожиданно: до сих пор Руста вспоминают в России тепло. Вчера, в 20-ю годовщину полета, интервью с ним вновь публиковались в европейских СМИ, и он снова оказался в центре внимания. Inopressa цитирует высказывания пилота-авантюриста в интервью газете La Repubblica: «Это было легкомысленное приключение? Возможно, но я настаиваю: иногда и юношеская безрассудность является частью мира. И все же я поступил правильно, осуществив свою мечту. Даже в тот ужасный момент, когда этот "МиГ" красной стрелой проносился рядом со мной в холодном небе России».
Полет опять вспоминают в деталях, которые то ли были правдой, то ли нет, а если и не были -- то их однозначно стоило бы придумать. Как пилот ориентировался по луковкам церквей. Как на Красной площади неожиданно для него оказалось много народу, и он зашел на посадку вторично со стороны Большой Ордынки и Большого Москворецкого моста. Как за решеткой подружился с фарцовщиком и с начальником тюрьмы, которого просил не уходить на пенсию.
Так и осталось неизвестным, кем был завербован Матиас Руст -- НАТО, КГБ или собственной семьей (среди версий выдвигалась и такая: отец Руста торговал легкомоторными самолетами, и продажи катастрофически падали). Но все эти 20 лет он ни разу не посрамил абсурдного звания «истребителя маршалов». Его жизнь была не менее нелепой и абсурдной. После советской тюрьмы он попал в немецкую за то, что ударил ножом девушку, которая не позволила себя поцеловать. Отбыв наказание, торговал обувью, отдавая заработанные деньги детскому дому. В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на дочери богатого бомбейского чаеторговца (с которой, впрочем, через несколько лет развелся). В апреле 2001 года он попался на краже, когда пытался стащить из магазина кашемировый свитер. Кроме того, он приобрел славу профессионального игрока в покер. В общем, Матиас Руст всю жизнь делал то, что хотел.
Наверное, поэтому его и не забывают в России.
Ирина БЕЛАШЕВА