|
|
N°91, 29 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Математики для Голливуда
Компьютерные программы, используемые при изготовлении фильмов, заслуживают специальной номинации на кинофестивалях
Вышедшая в прокат третья часть «Пиратов Карибского моря» не вызывает у публики, завороженной зрелищем, простого вопроса: «А как это сделано?» Между тем именно тут скрывается едва ли не самое интересное. Закрученный сюжет, фехтовальные и батальные сцены -- всем этим зрителя не очень-то и проймешь. Однако шевелящиеся щупальца на лице (лице ли?) главного злодея совершенно невероятны. Ни «Парк юрского периода» с его динозаврами, полностью имитируемыми компьютером, ни «Война миров» с внедренными в городской пейзаж марсианскими треножниками не могут вызывать такого восхищения у компьютерщика, как эти отростки -- естественно движущиеся, отбрасывающие правильную тень и блики, а главное, гармонирующие с мимикой актера. Иллюзия подлинности настолько полна, что зритель быстро привыкает к персонажу так, как будто его снимал Кусто.
Сделано это при помощи Autodesk Maya -- специального программного обеспечения, предназначенного для создания образов в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Игровые и мультипликационные миры, полностью моделируемые компьютером, создавать, заметим, намного проще, чем снимать ленты вроде «Пиратов Карибского моря». В игре математическая модель живет самостоятельной жизнью, а в кино она взаимодействует с актером. Таких технологий прежде не было.
Съемки идут как обычно, только на лицо артиста вместо грима наносятся специальные метки. На них и ориентируется Maya, обрабатывая впоследствии цифровую запись. В задачу программы входит наложить на эти метки цифровую маску, меняющуюся от кадра к кадру. Работает это как математическая модель, которой кроме описания самой маски задаются параметры (интенсивность и расположение источника света, скорость и направление движения головы артиста, динамика работы мимических мышцы, направление действия силы тяжести, свойства воображаемого материала, из которого маска «сделана»). Встает чрезвычайно сложная задача имитационного моделирования, решаемая, однако, с помощью нынешних высокопроизводительных компьютеров. Американская компания Autodesk вовсе не специализируется на программном обеспечении для Голливуда. Это побочный продукт ее деятельности, состоящей в моделировании инженерных объектов.
«Пираты Карибского моря» демонстрируют наивысшие достижения компьютера в игровом кинематографе. Достижения тем более удивительные, что даже цифровые камеры получили право на кинематографическую жизнь совсем недавно. Первой лентой, снятой без пленки, стала «Амели» Жан-Пьера Жене (2001 год). Информационные технологии применялись также для редактирования давно снятых фильмов. Фрагменты изображения «Инопланетянина Е.Т.» Стивена Спилберга теперь выглядят не так, как было на съемках: например, полицейские преследуют мальчиков не с револьверами, а с рациями в руках.
Анна МАЙОРОВА