Информационные технологии увеличивают производительность труда везде, кроме государственного сектора
22 мая в Москве прошла организованная при участии Microsoft конференция «Россия в XXI веке». На ней президентом Microsoft в России и СНГ Ольгой Дергуновой впервые были представлены весьма любопытные результаты исследования Stockholm School of Economics in Russia (SSE Russia) и SSE Ring Research Group на тему «Влияние IT на российскую экономику».
Цель исследования состояла в попытке выяснить механизм
влияния IT на рост производительности труда. Последняя, как известно благодаря заслужившим нобелевскую премию по экономике работам Роберта Солоу, играет в современной экономике роль важнейшего наряду с капиталом фактора роста. Первая публикация Солоу, объяснявшая рост экономики США ростом производительности труда, имела место ровно полвека назад -- в 1957 году.
Содержательное объяснение этого удивившего экономистов результата состоит, в частности, в дороговизне рабочей силы на рынке США. Она стала стимулом для широкого применения в промышленности машин, экономящих ручной труд. А когда самая совершенная из машин, когда-либо созданных человеком, компьютер, проникла во все отрасли экономики, это привело к феноменальному росту производительности труда в 90-е годы. Ни один прогноз на сей счет не устоял перед действительностью. Возник специальный термин «экономика знаний», довольно точно соответствующий действительности. Компании США инвестируют в капитал знаний более 1 трлн долл. в год. В конце 1990-х годов более 80% прироста производительности труда приходилось на разработку и внедрение новых идей (инновации), и более 60% из этого прироста пришлось на развитие IT и инвестиции в IT.
В нашей стране действует общемировая тенденция: по данным совместного исследования Всемирного банка и Высшей школы экономики, основной источник роста российской экономики -- рост производительности труда (в обрабатывающих отраслях этот рост, правда, связан с сокращением числа занятых). Но по уровню производительности труда мы отстаем от крупных растущих экономик, а средние цифры уровня производительности маскируют огромные различия между отраслями и предприятиями.
Для исследования были выбраны несырьевые отрасли российской экономики: финансовый сектор, телекоммуникации, розничная торговля, электроэнергетика, пищевая промышленность. Далее с целью проследить влияние IT на производительность было введено определение «пользователи программного обеспечения» (работники предприятий исследованных отраслей, не считая IT-специалистов, использующие компьютер в своей повседневной работе). Само программное обеспечение (ПО), в свою очередь, поделили на
операционные системы (Windows и остальные), бизнес-ПО (приложения для автоматизации бизнес-процессов) и стандартное ПО, т.е. готовое программное обеспечение, универсальное для всех отраслей (офисные приложения и коммуникационное ПО -- почтовые программы, программы мгновенного обмена сообщениями и т.п.).
Выяснилось, что в розничной торговле, телекоммуникациях и финансовом секторе каждый второй сотрудник пользуется компьютером на работе. В производственных секторах (пищевая промышленность, электроэнергетика) -- каждый пятый. В среднем пользователи работают за компьютером 4,5--6 часов в день. До половины суммарного рабочего времени в исследованных отраслях приходится на работу за компьютером (от 16% в электроэнергетике до 46% в телекоммуникациях).
К радости Microsoft, на наших рабочих местах правит бал стандартное ПО. Пользователи проводят за ним три четверти «компьютерного» времени (от 40 до 61% работают в офисных приложениях и от 25 до 35% -- в коммуникационном ПО). Во всех исследованных отраслях за исключением финансовой уровень проникновения стандартного ПО выше, чем бизнес-ПО. Коммуникационное ПО (ICQ и иные интернет-пейджеры, программы электронной почты, программы передачи голоса по Интернету, самой популярной из которых стала Skype) постепенно замещают телефон и факс.
Что касается бизнес-ПО, то самым популярным продуктом в этом классе на российских предприятиях остаются системы управления ресурсами предприятия (т.н. ERP-системы). На втором месте -- системы автоматизации документооборота. На третьем, и это неожиданность, -- ПО для работы с клиентами. Это т.н. CRM-системы, позволяющие учесть историю взаимодействия с каждым из множества клиентов компании, выяснить и запомнить их предпочтения.
Общий вывод исследования состоит в том, что значительная доля валовой добавленной стоимости отраслей создается трудом за компьютером (от 16% в электроэнергетике до 46% в финансовом секторе).
Не то в государственном аппарате. По данным Федеральной службы государственной статистики, производительность труда чиновников к 2005 году снизилась на 7% по сравнению с 2002-м (более поздними данными мы не располагаем). Даже если это связано с ростом числа занятых в госаппарате, тенденция, мягко говоря, неположительная. Вступающая в противоречие с развитием экономики.