В Казахстане разрастается серьезный кризис в отношениях между финансово-промышленными группировками, к одной из которых близок президент Назарбаев. В минувшую субботу глава государства освободил от должности посла в Австрии и в ОБСЕ, мужа своей старшей дочери Дариги Рахата Алиева. Причем сделано это было по представлению главы МВД Казахстана, утверждающего, что «Алиев Р.М. обвиняется в совершении преступления», и после того, как зять заявил о намерении баллотироваться на президентский пост через пять лет.
Внешним толчком для выхода на поверхность этих бывших доселе подспудными клановых противоречий стало изменение конституции Казахстана,
позволившее Нурсултану Назарбаеву неограниченное число раз баллотироваться на президентский пост. Но главные события, имеющие отношение к кризису, начались еще в январе этого года, когда возник острый конфликт вокруг одного из крупнейших казахстанских банков -- Нурбанка. Один из его руководителей обвинил крупнейшего акционера банка Рахата Алиева, тогда занимавшего пост первого замминистра иностранных дел, в похищениях топ-менеджеров Нурбанка и рэкете. Через несколько дней в совет директоров банка был введен 22-летний Нурали Алиев, сын Рахата Алиева. Затем контролируемая зятем президента финансовая полиция возбудила уголовное дело против двух руководителей Нурбанка, но они бесследно исчезли.
В начале февраля президент снял Рахата Алиева с поста первого замглавы МИДа и отправил послом в Австрию и по совместительству -- в ОБСЕ (уже второй раз за последние пять лет). А в начале мае после встречи с руководством МВД Назарбаев дал этому ведомству указание провести тщательное расследование связанного с Нурбанком громкого уголовного дела -- «невзирая на должности и положение». По версии Рахата Алиева, инспирировал направленные против него действия мэр Алма-Аты и экс-премьер Имангали Тасмагамбетов, двоюродный брат одного из руководителей Нурбанка и к тому же партнер по бизнесу главы МВД Бауржана Мухамеджанова.
Контролируемые противниками силовые структуры обмениваются ударами. Алма-атинская полиция задерживает несколько человек из окружения Рахата Алиева, а верная ему финансовая полиция отвечает арестом людей мэра Алма-Аты Тасмагамбетова.
Рахат Алиев через подконтрольную ему газету «Караван» обвиняет 18 мая мэра Алма-Аты и главу МВД в коррупции и незаконном бизнесе. А через три дня Назарбаев подписывает поправки, дающие ему право стать практически пожизненным президентом. И тут события стали нарастать, как снежный ком.
Сначала «агонией режима» Назарбаева назвал этот шаг академик от медицины Мухтар Алиев -- один из руководителей пропрезидентской партии «Нур Отан», отец Рахата Алиева. Его поддержал бывший глава комитета нацбезопасности Альнур Мусаев, близкий к клану Алиевых. Власти приостанавливают на три месяца «за нарушение закона «О языке» деятельность телеканала «КТК» и газеты «Караван», входящих в медиаимперию, подконтрольную старшей дочери президента и ее мужу. Вслед за этим
возбуждается уголовное дело против Рахата Алиева по обвинению в похищении людей и вымогательстве. Проводится обыск в доме его отца. Ищут самого Рахата Алиева. Но он успевает покинуть Казахстан. Затем подконтрольное ему агентство Kazakhstan Today сообщает, что оперативники из алма-атинской полиции «ворвались в дом депутата мажилиса парламента Дариги Назарбаевой и посла Казахстана в Австрии Рахата Алиева... При захвате дома не присутствуют понятые, что является грубейшим нарушением закона... Нарушена депутатская неприкосновенность Д. Назарбаевой».
От имени пресс-службы посольства Казахстана в Вене сообщается, что Рахат Алиев проведет 24 мая пресс-конференцию в австрийской столице, однако на следующий день это сообщение дезавуируется. И 26 мая в Интернете появляется многословное заявление самого Рахата Алиева. Судя по его формулировкам, его составлял сам пока еще казахстанский посол в Австрии. «Должен признаться, -- сообщает он, -- разногласия с президентом Назарбаевым у меня назрели уже давно». Автор заявляет о «праве на собственное видение будущего своей страны». Выяснилось, что это «собственное представление о политической ситуации в стране» Рахат Алиев «составил, работая в международных организациях, общаясь с ведущими политиками европейских и других стран». Приобретя за границей этот богатый опыт, Рахат Алиев пришел к выводу, что «естественным (!) развитием моей политической карьеры стало решение баллотироваться на пост президента на следующих президентских выборах в 2012 году». «Несколько месяцев назад я сказал об этом Нурсултану Абишевичу», -- утверждает автор.
Рахат Алиев, очевидно, таким образом захотел приоткрыть завесу над тайными причинами того, отчего Назарбаев решил не ограничивать себя в возможности выдвигаться в президенты и дальше: только чтобы преградить дорогу к власти ему самому, Рахату Мухтаровичу Алиеву. Его заявление заканчивается патетически: «Убежден, будущее будет за нами. А не за вами, пожизненный господин президент». И дальше: «У меня только одна просьба -- остановите пытки людей, господин президент, это в вашей власти»
Однако, наблюдая за противостоянием президента со своим зятем и дочерью, надо внимательно следить еще за одним из главных действующих лиц казахстанской политики, мэром Алма-Аты Имангали Тасмагамбетовым. Вряд ли случайным был его недавний, по сведениям «Времени новостей», отказ от предложения Назарбаева занять освободившееся место посла Казахстана в США. Амбициозный мэр южной столицы организовал 25 мая в своем городе у дома, где жил бывший советский руководитель страны и все еще популярный там Динмухамед Кунаев, праздник под названием «День фонтанов». Мэр много говорил о роли Кунаева в развития Казахстана и ни разу при этом не упомянул Назарбаева...