Голландский архитектор
Эрик Ван Эгераат, широко известный в России скандальными и нереализованными проектами «Русский авангард», а также «Город столиц», позже переданный на реализацию американскому архитектурному бюро NBBJ, на днях подписал контракт на проектирование общественно-делового комплекса в Сургуте. Объект общей площадью порядка 80 тыс. кв. м планируют возвести к 2009 году. Заказчиком и одновременно девелопером проекта выступит строительная корпорация «Специализированное карьерное управление» (СКУ), с которой именитый архитектор сотрудничает в течение нескольких лет. Их первым совместным проектом там же, в Сургуте, стал торгово-развлекательный центр «Вершина». К слову, это еще и первый проект Эрика Ван Эгераата, успешно прошедший процесс согласования в государственных инстанциях. На сегодняшний день комплекс «Вершина» общей площадью 40 тыс. кв. м находится на этапе строительства и планируется к сдаче в эксплуатацию в первом полугодии 2008 года.
«Проект состоялся благодаря поддержке города и конструктивному, плодотворному сотрудничеству с девелопером, -- говорит Эрик Ван Эгераат. -- Мы решили создать что-то радующие глаз, яркое, привлекательное и вместе с тем коммерчески эффективное. Сейчас уже построено несколько этажей здания. С самого начала я предложил сэкономить на том, чтобы разместить по фасаду здания видеорекламу. Фасад с плазменными рекламными щитами создает некое ощущение движения, проходящего сквозь само здание. Это первый проект в России, где мы разрабатываем не только архитектурную часть и осуществляем авторский надзор, но и делаем инженерию».
Привлечение Эрика Ван Эгераата к реализации российских региональных проектов -- отражение общей тенденции, отчетливо прослеживающейся на рынке жилой и коммерческой недвижимости. Интерес российских девелоперов к сотрудничеству с иностранными специалистами сегодня очевиден, достаточно вспомнить такие проекты, как «Новая Голландия» и башня «Россия» Нормана Фостера, новый проект «Город столиц» архитектурного бюро NBBJ, «Охта-центр» («Газпром-Сити») английской компании RMJM, реконструкция четырех кварталов в Хорошево-Мневниках, где приняли участие сразу два мэтра мировой архитектуры -- Рикардо Бофилл и Рем Колхаас. В свою очередь компания Capital Group привлекла Заху Хадид к работе над комплексом «Волна» на улице Живописная и проектированию частного загородного дома, что можно считать новой тенденцией.
Вряд ли уже можно говорить о буме в привлечении зарубежных архитекторов на российские просторы, но факт налицо: все именитые мастера или уже работают здесь, или имеют такие планы. Что привлекает сюда иностранцев, понятно: масштаб возможностей и гонораров. А вот что движет российскими девелоперами, в том числе и региональными, помимо интереса к звездным именам?
Наверстать упущенноеЭксперты и участники рынка считают, что сотрудничество с зарубежными зодчими позволяет не только привнести свежие архитектурно-планировочные идеи, но и увеличить капитализацию объекта. Существует и еще целый ряд причин, по которым российские девелоперы готовы платить высокие гонорары западным звездам.
Многие аналитики признают, что развитие российской архитектуры отстало от мировой лет на тридцать. «Современные офисные и торговые центры стали появляться в России только в 1990-х годах, в то время как европейцы активно развивали данные направления уже после окончания второй мировой войны, -- говорит заместитель директора отдела стратегического консалтинга и оценки компании-консультанта Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. -- В силу отсутствия опыта российские архитекторы зачастую не могут создать функциональное здание, удобное с точки зрения планировок».
«Надо признать, что зарубежные архитекторы весьма технологичны. У них отточенный столетиями подход к планировке, зонированию пространства и тому подобным деталям, столь нелюбимым отечественными зодчими, -- отмечает директор по внешним связям девелоперской компании Forum Properties Валех Рзаев. -- При этом необходимо отметить, что не все проекты именитых западных архитекторов в России у меня вызывают радостные чувства, как, впрочем, и именитых отечественных. И здесь весьма важна не только задача, которая ставится заказчиком перед архитектором, но и степень компромисса между искусством и коммерцией. К примеру, проекты Фостера в России у меня не вызывают воодушевления -- в них объемы явно перевешивают органику. К сожалению, проекты даже известных зарубежных архитекторов в России зачастую оставляют труднообъяснимое впечатление «неживых», «вторичных», как искусственные цветы из синтетических материалов».
И все же ценность опыта иностранных архитекторов на стадии создания концепции объекта неоспорима. «Они умеют разрабатывать проекты таким образом, чтобы он был эффективен на этапе эксплуатации, -- продолжает руководитель отдела проектов консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Андрей Осокин. -- Кроме всего прочего, на Западе сформировались архитектурные бюро, которые специализируются на каком-то конкретном формате недвижимости. Привлечение узконаправленных мастеров дает лучший результат».
Многие российские девелоперы, тяготеющие к реализации масштабных многофункциональных объектов, не желая рисковать, тоже привлекают мировых звезд. Так, девелоперская компания Capital Partners, известная такими проектами, как отель «Ритц-Карлтон» и «Логистический парк Пушкино», недавно подтвердила участие трех всемирно известных архитектурных бюро в крупном московском проекте «Метрополис». Комплекс общей площадью 320 тыс. кв. м будет состоять из двух самостоятельных частей -- торгово-развлекательного комплекса и офисного центра класса «А», объединенных одноэтажной платформой. Согласно концепции, офисный комплекс будет представлять собой три отдельно стоящих здания общей площадью 115 тыс. кв. м. Здания разной этажности (11-этажное и два 9-этажных) будут напоминать стеклянные кубы, причем площадь этажей будет варьироваться от 2800 до 3600 кв. м. Комплекс будет располагаться на Ленинградском шоссе, д. 16. Объем инвестиций не раскрывается.
Компания привлекла к проектированию «Метрополиса» одну из наиболее опытных и известных компаний в торговом секторе Европы -- RTKL, турецкую Oncuoglu Architecture & Planning и российскую компанию ABD architects.
«Работа с несколькими архитектурными бюро в рамках столь масштабных проектов -- привычная для проектов подобного уровня практика, -- комментирует управляющий директор Capital Partners Ялын Гюр. -- Для достижения наилучшего результата мы сотрудничаем с архитекторами, обладающими международным опытом (RTKL), а также со специалистами российского рынка (ABD). Для участия в проекте «Метрополис» мы привлекли третью группу дизайнеров из Турции (Oncouglu), которая взяла на себя работу по координации всех направлений деятельности, включая архитектурно-планировочные решения и генплан, инженерные системы, конструктивные решения и логистические вопросы, освещение комплекса и многое другое».
Помимо профессионализма иностранцев, российские девелоперы нуждаются и в раскрученности бренда именитых западных архитекторов. Это почти беспроигрышный и неоднократно опробованный маркетинговый аргумент.
«В последнее время в России, как и во всем мире, самыми известными и востребованными проектами являются те, в которых принимает участие «созвездие брендов» -- все участники проекта должны быть известными -- застройщик, архитектор, брокер», -- подтверждает эту мысль партнер консалтинговой компании Knight Frank Екатерина Тейн.
В свою очередь Андрей Осокин убежден, что времена, когда иностранные архитекторы привлекались к реализации проектов преимущественно из-за бренда, постепенно уходят в прошлое. На первое место выходит качество воплощения здания, его функциональность, эффективность использования площадей. Именно эти факторы становятся решающими при выборе помещения под аренду или покупку.
В некоторых случаях громкое имя архитектора позволяет девелоперу и увеличить капитализацию объекта. Валех Рзаев оценивает вес этого фактора примерно в дополнительные 15--25%, Андрей Осокин -- в 10--15%. А коммерческий директор девелоперской компании MR Group Ирина Дзюба убеждена: «Очень сложно изначально просчитать это, да никто и не просчитывает на этапе проекта такие величины. Скорее, тут главный плюс в том, что девелоперу, чей проект громко заявил о себе не только в Москве и России, но и в Европе, в будущем будет проще получить кредит западного банка, облегчит общение с инвестиционными фондами, выход на IPO и т.д.».
Но и само по себе привлечение иностранных зодчих -- удовольствие довольно дорогое. Правда, по мнению аналитиков рынка, отличие стоимости работ иностранных архитекторов от российских весьма условно. «Работа самых известных российских архитекторов и западных «середняков» оплачивается примерно одинаково -- 40--80 долл. за кв. м общей площади здания. А цена на услуги звезд может достигать и 150 долл. за кв. м. Кроме того, звезды не берутся за проекты даже со средними инвестициями (до 60--70 млн долл.)», -- отметила Ирина Дзюба.
Участие иностранных архитекторов в ведущих российских проектах вызывает разные дискуссии в российской архитектурной среде. «Отношение к приходу иностранных коллег может быть только положительным, -- говорит главный архитектор проектов и заместитель директора по развитию проектов ABD architects Сергей Крючков. -- Мы приветствуем честную конкуренцию на рынке. Кроме того, иностранные зодчие предотвращают некий застой в российской архитектуре. Высокопрофессиональные иностранные архитекторы обогащают опыт отечественных архитекторов и девелоперов. На сегодняшний день немногие российские зодчие могут конкурировать с иностранными по части коммерческой недвижимости и создания коммерчески эффективных проектов. Но те, кто активно сотрудничает с западными коллегами, овладевают этими навыками довольно быстро. В свою очередь непрофессиональные иностранные архитекторы, так скажем, «отрезвляют» девелоперов, которые думают что привлечение иностранного специалиста -- залог успешности проекта».
Эффект новых рынковУчастие иностранных архитекторов на российском рынке выгодно не только девелоперам, но и самим зодчим. Ведь в Европе нового масштабного строительства, где архитектор мог бы раскрыться, практически нет. Шансы заявить о себе дают Россия, арабские нефтедобывающие страны, Юго-Восточная Азия.
«На сегодняшний день наиболее интересны российский, китайский, индийский, японский и украинский рынок, так как они стремительно развиваются, -- говорит Рикардо Бофилл, лауреат многих архитектурных премий, автор таких объектов, как аэропорт Барселоны, дворец Абраксас в Марн Ля Вале и многих других. -- Именно поэтому мы заинтересованы в реализации московского проекта с девелоперской компанией «Крост», а также питерского многофункционального объекта с компанией RBI. Немаловажно также и то, что у нашего архитектурного бюро уже был опыт реализации объекта в Москве. В советские времена я был одним из немногих архитекторов, которому позволили работать в стране. Мы хотели внедрить международный опыт и реализовать неординарный для тех времен многофункциональный объект. Однако это было трудное для России время, рынок был не готов к приходу иностранных девелоперов и архитекторов. У французского девелопера, который реализовывал объект, возникли проблемы с финансированием, после чего проект был забран российскими зодчими. На этом месте сейчас построен «Смоленский пассаж». Несмотря на то что кто-то пытался приписать авторство этого объекта мне, ничего общего от первоначальной концепции в нем не осталось. Сегодня я чувствую более дружественную атмосферу, и в данной ситуации мы уверенны, что у нас получится совместно с российскими заказчиками создать интересные проекты».
Эрик Ван Эгераат говорит, что ему важно работать именно в России: «Это страна, культура которой очень близка европейской. Для меня Европа -- самое интересное место в мире. Европейский город -- это смешение культур, религий, живое и гармоничное соседство различных по стилю и форме зданий на одном небольшом пространстве. Мне кажется, что мой опыт может помочь сделать российские города более яркими, более привлекательными как для людей, живущих в них, так и для их гостей».
«Наша компания начала работать на российском рынке еще в 1990-х годах, -- продолжает ассоциативный директор архитектурного бюро RTKL Эрнесто Забарте. -- Однако активное участие в проектах мы принимаем только последние пять лет. Нас приглашают российские девелоперы, которые хотят получить высокое качество конечного продукта. Иностранные архитекторы научились делать коммерчески успешные проекты, что очень важно для девелоперов».
Однако на пути реализации объектов у тандема «архитектор--девелопер» стоит довольно строгий и консервативный процесс согласования с властями, и известно немало проектов иностранных зодчих, не приглянувшихся градостроительному совету.
Согласование проекта -- довольно длительная процедура, включающая несколько стадий. По закону проектирование на территории Российской Федерации разрешено только лицензированным компаниям. В связи с этим иностранцы либо вынуждены открывать здесь филиал, либо работать совместно с российскими проектировщиками, которые должны адаптировать проект под российские нормы.
«Причина сложных согласовательных процессов -- может быть, то, что город не всегда готов к новым архитектурным решениям, которые на первый взгляд выпадают из общепринятых представлений о формировании городской среды. Но с каждым годом мы становимся все более открытыми для новых вливаний в архитектурную традицию города, Москва становится более европеизированным городом, людям небезразлично качество и авторство в архитектуре», -- говорит коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов.
«Лично мне нравится проект реконструкции Мариинского театра в Петербурге французского архитектора Доминика Перро, -- рассказывает Ирина Дзюба. -- Эта реконструкция, а по сути, воссоздание театра, отлично вписывалась в исторический облик Петербурга, продолжая его традиции, но в то же время привнося элементы современности в него. Идеальный сплав модерна и постмодерна, если можно так сказать, когда он удовлетворял одновременно многих приверженцев разных архитектурных школ. Однако, как известно, такое новаторство сыграло с Перро злую шутку -- надзорные организации фактически «зарубили» проект. В частности, мэрия города рекомендовала упростить купол и подземную часть театра, мотивируя это тем, что проект получается слишком дорогим. И сегодня непонятно, можно ли будет найти компромиссы между амбициями Перро и экономическими представлениями госзаказчика».
И тем не менее распространенное мнение о том, что еще ни одни проект иностранного архитектора не был реализован, ошибочно. Для примера аналитики рынка приводят такие объекты, как «Дукат 3», где принимала участие компании SOM, «Крылатские Холмы», где принимали участие архитектурное бюро NBBJ и другие. Все эти комплексы были реализованы не без участия зарубежных зодчих. К слову, совсем недавно питерский проект Эрика Ван Эгераата также успешно прошел согласование. Реконструкция квартала, распложенного в исторической зоне города между набережной Мойки и улицы Глинки, начнется уже в текущем году.