|
|
N°96, 05 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Природный газ в технике будущего
E.ON Ruhrgas создает новейшие энергосберегающие технологии
Современные научные исследования и разработки являются ключом к рациональному, безопасному и экономичному использованию ресурсов природного газа. Однако сейчас на повестке дня стоит уже не просто разработка, но освоение и внедрение на рынок наиболее экологичных и эффективных технологий использования газа. И в этом одно из приоритетных направлений деятельности компании E.ON Ruhrgas. Наиболее яркими примерами таких технологий являются тепловые насосы и топливные элементы, работающие на природном газе.
Тепловой насос -- новинка газовой технологии
Газовые тепловые насосы придут на смену котлам конденсационного типа. Главное преимущество этой технологии состоит в ее высокой экологичности. По расходу газа тепловые насосы примерно на 25% экономичнее котлов конденсационного типа. Соответственно оказывается меньше и выброс углекислого газа в атмосферу, что в свою очередь является важным аргументом в пользу испытания и быстрого внедрения данной технологии на рынок.
Тепловые насосы позволяют бесплатно использовать большой энергетический потенциал грунтовых вод и окружающего воздуха. И если раньше такие насосы приводились в действие электродвигателями, то сегодня наиболее перспективной технологией считается использование термических тепловых насосов, работающих на природном газе. В этих почти бесшумно работающих агрегатах отсутствуют подвижные узлы и детали, благодаря чему отпадает необходимость в их техобслуживании. Использование возобновляемой «энергии окружающей среды» реально повышает коэффициент полезного действия тепловых насосов и способствует сбережению энергоресурсов.
Фирма Bosch Buderus Thermotechnik разработала газовый тепловой насос, работающий на основе диффузионно-абсорбционного принципа. После интенсивных стендовых испытаний в компании E.ON Ruhrgas с 2005 года проводятся «полевые» испытания у потребителей (в 20 одноквартирных и двухквартирных домах). Завершение этих испытаний намечено на 2008 год. Наряду с этим E.ON Ruhrgas в сотрудничестве с партнерами из разных регионов Германии планирует провести крупномасштабные «полевые» испытания нового оборудования примерно на 300 объектах. С 2010 года можно будет приступать к широкому внедрению газовых тепловых насосов на рынок.
Топливные элементы -- электростанции будущего
E.ON Ruhrgas использует потенциал своего научно-исследовательского центра и лаборатории в Дорстене для проведения комплексных испытаний различных топливных элементов. При этом компания взаимодействует со всеми основными производителями оборудования. В сотрудничестве с предприятиями Verbundnetz Gas AG (VNG), EWE AG и MVV Energie AG компания E.ON Ruhrgas создала несколько лет назад инициативную группу по развитию технологии топливных элементов, цель которой состоит в достижении конкурентоспособности топливных элементов в сфере децентрализованной выработки тепла и электроэнергии. Сегодня в состав инициативной группы входят также такие энергетические компании, как RWE, EnBW, der dena, а также ряд фирм, занимающихся изготовлением оборудования -- Vissmann, Vaillant, Baxi Innotech и BBT Bosch Buderus Thermotechnik. По оценкам инициативной группы, технология топливных элементов может оказаться готовой к внедрению на рынок уже в 2015 году. Однако до этого необходимо решить целый ряд технических вопросов и обеспечить требуемый уровень экономической эффективности.
В целях более глубокого изучения потенциала новой технологии в 2006 году завершилась реализация экспериментального проекта под названием «Виртуальная электростанция на топливных элементах», в рамках которого впервые удалось объединить в общую электрогенерирующую сеть с центральным диспетчерским управлением несколько автономных систем отопления на топливных элементах. В этом проекте E.ON Ruhrgas отвечал за восемь агрегатов производства фирмы Vaillant, установленных в нескольких многоквартирных домах. В целях дальнейшего форсирования мер по внедрению на рынок топливных элементов E.ON Ruhrgas планирует провести еще одну серию «полевых» испытаний 200--300 единиц оборудования.
Когенерационные мини-ТЭЦ -- экономичность и экологичность
Наряду с деятельностью в сфере развития технологий газовых тепловых насосов и топливных элементов E.ON Ruhrgas реализует целый ряд других научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Большой интерес в этой связи представляют, в частности, когенерационные установки (мини-ТЭЦ). Эти агрегаты размером с холодильник используют природный газ для комбинированного производства тепла и электроэнергии. По сравнению с классическими электростанциями, где тепло, образованное при производстве электроэнергии, неиспользованным выпускается в окружающее пространство, когенерационные установки его используют для отопления.
Явными преимуществами таких мини-ТЭЦ являются энергосбережение, экономия затрат и существенное сокращение вредных выбросов в атмосферу. По сравнению с обычным сетевым энергоснабжением и отдельной системой отопления и водоподогрева с помощью газового котла когенерационные установки выбрасывают в атмосферу гораздо меньше углекислого газа. Развивая сотрудничество с фирмами -- изготовителями оборудования и проводя стендовые и «полевые» испытания, E.ON Ruhrgas AG и в 2006 году способствовал дальнейшему продвижению работ по внедрению на рынок технологии мини-ТЭЦ.
Газ обеспечивает мобильность
В контексте мер по охране окружающей среды и защите климата важным фактором по-прежнему является использование природного газа в качестве моторного топлива. E.ON Ruhrgas активно работает над тем, чтобы в течение ближайших двух лет на автомагистралях Германии была создана разветвленная сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Компания создала новое дочернее общество E.ON Gas Mobil, занимающееся строительством новых АГНКС для заправки автомобилей сжатым природным газом. Цель предприятия состоит в скорейшем расширении соответствующей инфраструктуры. В сотрудничестве с нефтяными компаниями E.ON Gas Mobil намерен построить 150 новых АГНКС на автомагистралях Германии. Первые 40 станций на автостоянках и автобазах будут подключены к газопроводной сети уже в 2007 году. Строительство остальных станций намечено на 2008--2009 годы. В будущем АГНКС будут располагаться примерно на расстоянии 50 километров друг от друга вдоль скоростных автомагистралей Германии.
По материалам E.ON Ruhrgas