Время новостей
     N°96, 05 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2007
Сергей Сердюков: Мы держимся вдали от международной политики
В интервью «Энергии Европы» технический директор компании Nord Stream AG, являющейся оператором проекта по строительству газопровода «Северный поток», Сергей СЕРДЮКОВ рассказал о том, как идет подготовка проекта и как сказываются на ней политические разногласия России с некоторыми странами ЕС.

-- Несмотря на то что ЕС определила проект Nord Stream («Северный поток») как приоритетный и присвоила ему статус трансъевропейской энергетической сети (TEN-E), в Европе часто звучит критика в адрес проекта. Это сильно вас беспокоит?

-- Строительство газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря -- один из крупнейших инфраструктурных проектов в Европе. Кроме того, этот проект во многом является знаковым для развития сотрудничества России и Евросоюза. В целом Евросоюз поддерживает проект, и эта поддержка неизменна с 2000 года, когда проект газопровода через Балтийское море впервые получил статус трансъевропейской энергетической сети, что означает: проект является одним из приоритетных для Европы. Кроме того, проект газопровода через Балтийское море вошел в список приложения к Плану приоритетного объединения энергосистем, опубликованного 10 января 2007 года комитетом Евросоюза.

В то же время критические замечания неизбежны и они помогают нам еще тщательнее вести реализацию проекта. Аналогичная ситуация наблюдалась, в частности, во время обсуждения и прокладки черноморской магистрали «Голубой поток», соединившей Россию и Турцию. Компания Nord Stream со всей тщательностью подходит к строительству трансбалтийского газопровода, чтобы снять все имеющиеся опасения.

-- Что вы можете противопоставить политизации прокладки трубы по дну Балтийского моря?

-- Проект Nord Stream является сугубо коммерческим проектом, в основе которого лежит объективная потребность Европы в дополнительных объемах импорта газа. Поскольку спрос на газ в Европе растет, а собственная добыча падает, Европа остро нуждается в дополнительных трубопроводных мощностях. Задача Nord Stream -- начать первые поставки газа в Европу по трубопроводу с 2010 года, чтобы восполнить прогнозируемый дефицит импортного газа. Такой четкий экономический стержень проекта является основой для преодоления политического скептицизма.

На наш взгляд, дискуссии о воздействии на окружающую среду проектов в сфере энергетической инфраструктуры в Балтийском море требуют более рационального подхода. Проект компании Nord Stream лишь один из нескольких планируемых или осуществленных в этом бассейне в сфере энергетической инфраструктуры. Несколько компаний из разных стран планируют строительство газопроводов через Балтийское море. Например, Польша заинтересована в газопроводе через Балтийское море, который связал бы ее с Данией (Baltic Pipe); Эстония и Финляндия также планируют построить газопровод, который соединит эти страны (Baltic Сonnector). Все они, очевидно, понимают, что такое строительство вполне возможно при полном соблюдении международных экологических стандартов. Данные проекты показывают, что совершенствование энергетической инфраструктуры посредством строительства морских трубопроводов вовсе не означает неизбежное причинение ущерба Балтийскому морю.

-- Как идет процесс взаимодействия со связанными сторонами, странами, которые должны дать санкцию на строительство трубы и платформы (Россия, Финляндия, Швеция, Дания и Германия)?

-- Переговоры с ответственными органами стран Балтии ведутся с начала прошлого года, и мы надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества. Компания Nord Stream завершила первую стадию международных консультаций, предусмотренных международным правом (Конвенцией Эспо). С момента официального уведомления о проекте, состоявшегося в ноябре 2006 года, компания Nord Stream AG провела 22 общественных слушания и встречи. В итоге компания получила 129 заявлений от ответственных государственных органов, учреждений, неправительственных организаций и общественности стран Балтийского региона. Комментарии будут учтены при подготовке отчета по оценке воздействия на окружающую среду, который должен быть завершен осенью 2007 года. Включение комментариев стран на текущей стадии подготовки проекта будет способствовать более гладкому прохождению процесса получения необходимых разрешений. На данный момент компания Nord Stream ведет активную работу по проведению экологических исследований и оценке потенциального воздействия проекта на окружающую среду параллельно с техническим инжинирингом проекта.

-- Какие именно экологические риски вы считаете наиболее серьезными? И что будет сделано, чтобы их ограничить?

-- Газопровод в целом не окажет существенного воздействия на экологию. В основном воздействие на окружающую среду возникает на этапе прокладки газопровода, но такое воздействие будет временным. На стадии эксплуатации значительного воздействия не ожидается. Естественно, при планировании, строительстве и эксплуатации газопровода будут учтены все экологические и юридические требования, а также вопросы, поднятые странами Балтийского бассейна. История морских трубопроводов насчитывает уже более 30 лет, их общая протяженность в мире измеряется тысячами километров. Подобные сооружения демонстрируют замечательные характеристики: оказалось, что надежность этих газопроводов на порядки выше, чем у наземных. И это легкообъяснимо, ведь такой трубопровод удален от деятельности человека. Когда труба лежит на большой глубине, она сама себя защищает, к тому же она выполнена с повышенными коэффициентами надежности. Даже если на нее упадет корабельный якорь или опустится затонувшее судно, магистрали это никак не повредит. А морские газопроводы с большим диаметром даже еще более надежны, чем с малым диаметром.

Хотя вероятность эксплуатационных рисков для газопровода Nord Stream оценивается как крайне низкая, с целью их оценки будут проведены специальные исследования. Эксплуатационные риски, т.е. их типы, вероятность утечки газа, а также их возможные последствия, будут подробно изучены в рамках комплексной оценки рисков.

Также следует отметить, что Nord Stream будет ежегодно транспортировать столько же энергии, сколько могут доставить в течение года около 165 нефтяных танкеров или 550 газовозов (танкеров для перевозки СПГ). При этом надежность морского газопровода на порядок выше. Поэтому Nord Stream можно смело назвать наиболее безопасным и экологичным решением для Балтики.

-- Не мешает ли вашей работе ухудшение двусторонних отношений России с некоторыми странами ЕС?

-- Нашей задачей на данном этапе является проведение завершающих экологических исследований и всесторонней оценки воздействия проекта на окружающую среду, а также детальная проработка технического дизайна проекта. Как коммерческая компания мы держимся вдали от международной политики.

При этом Nord Stream -- проект, необходимый Европе для долгосрочного газоснабжения, поскольку он сможет обеспечить 25% дополнительных потребностей Европы в импорте газа.

Евросоюз понимает это, и в 2006 году Европейская комиссия в очередной раз подтвердила статус газопровода как трансъевропейской энергетической сети, что означает, что Nord Stream представляет собой ключевой проект по созданию важнейших трансграничных транспортных мощностей, отвечающий интересам Европы.

-- Когда будут заключены контракты на транспортировку газа?

-- Существенная часть газа, который планируется поставлять по Nord Stream, уже законтрактована. «Газпром» заключил соглашения с энергетическими компаниями Германии, Франции, Дании. Возможна и обсуждается поставка газа и в другие европейские страны, например Великобританию, Бельгию и другие.

-- На какой стадии находится вхождение в консорциум голландской Gasunie?

-- Переговоры ведет «Газпром» как инициатор проекта и мажоритарный акционер.

-- Разработана ли схема финансирования проекта?

-- Инвестиции в проект составят как минимум 5 млрд евро. В проекте Nord Stream участвуют крупнейшие европейские компании «Газпром», BASF и E.ON, каждая из которых обладает очень сильной финансовой базой. Соответственно финансирование проекта полностью обеспечено. Финансирование проекта будет осуществляться следующим образом: около 30% -- финансирование за счет собственных средств акционеров, 70% -- внешнее финансирование. Акционеры будут финансировать проект в суммах, пропорциональных их долям в проекте. Что касается внешнего финансирования, то здесь речь идет о проектном финансировании. Кредиторы должны быть определены в течение года.