|
|
N°96, 05 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С трубами наперевес
Евросоюз обречен на поиск новых источников поставки сырья
Несмотря на успешное, казалось бы, завершение конфликтов с транзитными странами -- Украиной и Белоруссией, идея о российской газовой угрозе овладела умами европейцев. Однако причиной тому не только ужесточение политики Москвы в сфере энергоресурсов. В неменьшей степени такую реакцию вызывают и кардинальные изменения в балансе потребления газа в Европейском союзе.
С расширением Евросоюза за счет стран Восточной Европы и прибалтийских республик бывшего СССР зависимость объединения от импорта голубого топлива из России и так резко подскочила. А с падением собственной добычи в Северном море грозит новыми неприятными пропорциями при формировании энергобаланса. Политика Москвы по ограничению доступа иностранных компаний к добыче углеводородов на территории России не просто вызвала беспокойство в Брюсселе, но и заставила потребовать от российских партнеров дополнительных гарантий. Проблемы с Киевом и Минском только подлили масла в огонь и дали европейцам заговорить о теме надежности поставок российского газа, которая не вызывала таких прений даже в годы «холодной войны».
Если обратиться к цифрам, то трансформация баланса потребления газа странами ЕС выглядит следующим образом. Согласно данным ежегодного отчета BP Statistical Review of World Energy, в 2003 году Евросоюз, в котором еще было 15 членов, потребил 405,5 млрд кубометров газа. Из них всего лишь 18,6% (75,8 млрд кубометров) пришлось на импорт из России. То есть почти вдвое ниже, чем установленная в Евросоюзе максимальная 30-процентная планка для получения энергоносителя из одного источника. Через два года картина резко изменилась. В 2005 году даже страны ЕС-15 стали покупать значительно больше сырья у «Газпрома» (95 млрд кубометров, или 22% общего потребления). Но если считать и новых членов союза, которые окончательно присоединились к ЕС в мае 2004 года, то зависимость от российского газа объединенной Европы сразу вырастает до 27,5%. В 2005 году 25 стран потребили около 467 млрд кубометров газа, из них 128 млрд было импортировано из России. Таким образом, уровень зависимости приблизился к максимально допустимому документами ЕС. Причем во вновь прибывших странах «Газпром» обеспечивает в среднем почти три четверти потребностей в газе.
Таким образом, рост беспокойства европейцев прямо пропорционален увеличению доли поставок из не очень гостеприимной для иностранных инвесторов России. В официальных документах Еврокомиссии нынешняя ситуация пока что именуется «относительно комфортной», поскольку 46% все же обеспечивается за счет собственной добычи в Великобритании, Нидерландах, Германии, Италии и Дании. Еще 15% составляет импорт из Норвегии, которая как партнер не вызывает никаких сомнений. Около 6% импортируется в виде сжиженного газа, и столько же поступает по трубам из Алжира и Ливии.
Но ситуация будет прогрессировать. Как говорится в проекте энергостратегии ЕС, к 2030 году потребление газа в странах еврозоны вырастет до 635 млрд кубометров. А собственная добыча, которая оставалась стабильной на протяжении последнего десятилетия, катастрофически снизится. Согласно прогнозам Брюсселя, через 23 года импорт газа в страны ЕС удвоится: они будут вынуждены ввозить 535 млрд кубометров (около 85%). В этом контексте Европе волей-неволей необходимо рассматривать и развивать самые фантастичные проекты по увеличению своих возможностей по импорту газа. Здесь имеется всего лишь три крупных газотранспортных проекта и идея скорейшего развития системы приема сжиженного природного газа.
Один из таких проектов уже почти реализован -- это трубопровод Langeled с норвежского месторождения Ormen Lange в Великобританию мощностью 20 млрд кубометров. Он был запущен в эксплуатацию в присутствии британского премьера Тони Блэра минувшей осенью. В связи с тем что ввод трубы задержался на год, зимой 2005/06 на Британских островах случился острый газовый дефицит. Цены на оптовом рынке были в несколько раз выше, чем на континенте, а многие промышленные производители были вынуждены приостанавливать производство. Однако на этом вклад норвежских месторождений в обеспечение роста спроса в Европе практически исчерпывается.
Второй проект, без которого уже сложно представить безопасное энергетическое будущее Европы, -- морской газопровод из России в Германию с продолжением в Великобританию, получивший название «Северный поток». Следует сказать, что европейцы прекрасно осведомлены об отсутствии альтернатив для доминирования российского газа в балансе потребления голубого топлива в Старом Свете. Именно поэтому данный газопровод получил еще в 2003 году статус TEN (Трансъевропейские сети), который свидетельствует о его приоритетном характере для энергобезопасности ЕС. Предполагается, что по «Северному потоку» ЕС уже в 2011 году получит 27,5 млрд кубометров российского газа, а еще через два года за счет поставок со Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря объем поставок удвоится.
Третий источник роста импорта трубопроводного газа -- Северная Африка, прежде всего Алжир и Ливия. Здесь существует два перспективных проекта: расширение GALSI (Алжир--Италия через остров Сардиния) и Medgaz (Алжир--Испания). Первый должен быть запущен в 2008 году, однако, как говорится в материалах Еврокомиссии, испытывает серьезные проблемы со сроками ввода, второй -- в 2009-м. Пропускная способность этих газопроводов по дну Средиземного моря запланирована на уровне 8--10 млрд кубометров в год по каждому. Через десять лет для их заполнения планируется построить газопровод NIGAL из Нигерии в Алжир мощностью до 30 млрд кубометров в год.
В то же время Брюссель намерен упорно пробивать строительство нового коридора импорта газа, который сейчас известен под названием Nabucco. Пропускная способность в Турции -- 25--30 млрд кубометров, а в конечном пункте Баумгартен (Австрия) -- 12--15 млрд кубометров. Оставшийся объем рассчитан на транзитные страны (Болгария, Румыния и Венгрия). Изначально он задумывался как коридор, по которому в ЕС через Турцию и Балканы попадет иранский газ. Учитывая, что Иран обладает третьими в мире запасами голубого топлива, это был новый интересный источник газоснабжения Европы. Однако военно-политические проблемы на многие годы исключили Тегеран из списка потенциальных поставщиков газа. Поэтому была предпринята попытка возродить старый «американский» проект строительства газопровода для транспортировки каспийского газа бывших советских республик (Азербайджан, Туркменистан и Казахстан) в обход России. Часть этой трубы Баку--Тбилиси--Эрзерум уже построена и вот-вот должна быть введена в эксплуатацию. Но на сегодняшний день гарантий ее полной загрузки нет, так как Туркменистан и Казахстан пока продают газ «Газпрому», а ресурсов Азербайджана для заполнения 30-миллиардного трубопровода не хватает.
В противовес этому коридору «Газпром» предложил собственный вариант поставок в Европу через Турцию -- Южно-Европейский газопровод. По идее российского монополиста, за счет расширения газопровода «Голубой поток» в Турцию могут поставляться дополнительные объемы газа для заполнения новой трубы в Южную Европу. Маршрут предлагается похожий на Nabucco. Только в газпромовском проекте вместо Румынии подразумевается дружественная России Сербия, а в качестве газораспределительного узла рассматривается Венгрия (а в Nabucco -- Австрия). Как известно, «Газпром» и венгерская госкомпания MOL даже создали проектную компанию для создания технико-экономического обоснования.
Нельзя не отметить: как и Nabucco, Южно-Европейский газопровод имеет огромный изъян -- недостаток газа. Даже если удвоить мощности «Голубого потока» (с 16 до 32 млрд кубометров), заполнить новую трубу через Балканы не удастся. А при пропускной способности будущего газопровода менее 30 млрд кубометров говорить о его экономической эффективности вряд ли возможно, тем более что перед этим российский газ должен будет преодолеть огромное расстояние, сделать дорогостоящий морской переход, а также пройти пять-шесть транзитных стран.
Но даже в случае реализации в ближайшие 10--15 лет всех этих газотранспортных проектов потребности Европы в импортном газе, очевидно, не будут удовлетворены. В лучшем случае ЕС получит 120--130 млрд кубометров дополнительного объема газа. Остальное придется добирать на рынке СПГ. Согласно проекту энергостратегии ЕС (так называемой Green Paper) к 2010 году планируется постройка 16 терминалов по приему сжиженного газа и расширение возможностей еще трех. Если эти планы будут реализованы, то ЕС сможет импортировать до 140 млрд кубометров ежегодно. Сейчас в странах Евросоюза действует 12 пунктов регазификации СПГ. В 2005 году европейцы закупили около 43 млрд кубометров сжиженного газа. Правда, следует отметить, что на сегодняшний день большинство запланированных терминалов не имеет гарантий поставок газа в долгосрочной (20--30 лет) перспективе.
Алексей ГРИВАЧ