Вчера в ходе встречи в Тбилиси представителям России и Грузии
не удалось договориться об условиях присоединения России к Всемирной торговой организации. Это был второй раунд переговоров, первый состоялся в Москве в январе. Грузия не изменила первоначальное требование "легализовать" режим работы таможенных пунктов на участках российско-грузинской границы в Абхазии и Южной Осетии.
Под «легализацией» Тбилиси понимает присутствие на этих таможенных пунктах своих представителей. В Грузии считают, что
Москва способна заставить Абхазию и Южную Осетию дать на это согласие. После вчерашней встречи в Тбилиси глава грузинской делегации на переговорах, заместитель министра экономического развития Тамара Ковзиридзе сказала: «Россия признала, что эти пункты функционируют без согласия Грузии».
В 2004 году Грузия заявила в двустороннем соглашении о готовности поддержать вступление России в ВТО. Но летом 2006 года грузинские власти отозвали подпись. Как раз за несколько месяцев до этого Россия ввела запрет на ввоз грузинских вин и минеральных вод. Однако это решение в Тбилиси мотивировали не трудностями с экспортом в Россию, а таможенными проблемами на границе. Г-жа Ковзиридзе пояснила «Времени новостей», что речь о закрытии таможенных пунктов не идет, но «нелегальные торговые отношения должны быть пресечены, тем более что они противоречат принципам ВТО».
Глава российской делегации, руководитель департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков как до начала шестичасовых переговоров в Тбилиси, так и после их завершения придерживался иной позиции: «Согласно нашей экспертизе юрисдикция ВТО не касается таможенных пунктов». Москва настойчиво предлагает Тбилиси не политизировать диалог о ВТО. Г-н Медведков всячески старался объяснить обоснованность подходов российской стороны. «Россия, вступив в ВТО, как член этой организации, будет выполнять все свои обязательства перед Грузией. Мы пытаемся убедить грузинских коллег в том, что самой Грузии выгодно, чтобы Россия стала членом ВТО. Чем быстрее Россия вступит в ВТО, тем активнее будут развиваться наши торговые отношения, наше экономическое сотрудничество. В этом случае мы станем частью единого экономического пространства".
Г-н Медведков напомнил и о том, что Грузия остается единственной страной, с которой Россия не урегулировала в двустороннем порядке вопрос о членстве во Всемирной торговой организации: "На переговорах с Вьетнамом и Камбоджей уже достигнуто согласие. В целом мы уже достигли договоренности о вступлении в ВТО с 58 странами».
Но в Тбилиси не собираются так легко расстаться с этим козырем в политическом торге с Москвой. «Мы не Камбоджа и не Вьетнам, о договоренностях с которыми нас известил господин Медведков, -- заявил «Времени новостей» депутат парламента Грузии Леван Бердзенишвили. -- Нам надо вести политический торг по ВТО. Соглашаться с российскими аргументами так вдруг, особенно после объявленной нам в прошлом году экономической блокады, со стороны Грузии было бы даже бессовестно. А то, что перед переговорами Россия решила выдавать въездные визы ряду категорий наших граждан, это на самом деле псевдооблегчение. Пусть вопрос ВТО решается между двумя странами на высшем уровне».
Как относятся к требованиям Тбилиси в Сухуми и Цхинвали? В интервью «Времени новостей» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что «если нас даже и попросит Россия, весь мир попросит, мы не допустим на нашу территорию на границе с Россией грузинских представителей. Это исключено. Это просто смешно, пытаться говорить с нами об этом».
Председатель правительства Южной Осетии Юрий Морозов сказал «Времени новостей», что «таможню между нами и Россией надежно охраняют не только соответствующие службы Южной Осетии, но и России. Нет там никакой контрабанды, там муха без контроля не пролетит. Мы не намерены допускать туда Грузию».
Слова г-н Медведкова о том, что «решено продолжить диалог через месяц-полтора, а за это время обменяться письмами, информациями», можно рассматривать как дипломатический реверанс. Без серьезных договоренностей между Россией и Грузией о преодолении политического кризиса, очевидно, что Тбилиси будет до последнего придерживать «козырь ВТО».
Такая договоренность возможна только на высшем уровне. Общение президентов России и Грузии предварительно запланировано на 10 июня в рамках неформального саммита СНГ. «Вопрос встречи в Санкт-Петербурге Владимира Путина и Михаила Саакашвили прорабатывается по дипломатическим каналам, пока он находится в стадии подготовки», -- сообщил вчера посол России в Грузии Вячеслав Коваленко.