В мирную и, кажется, совсем сонную жизнь столицы Великого Герцогства Люксембургского -- города Люксембург вчера пришел праздник. Столичные жители смогли увидеть сразу в одном строю чуть ли не всю четырехсотенную армию своей страны. Военнослужащие, мужчины и женщины всех цветов кожи, в парадной форме дефилировали по улицам города торжественным строем под бравурную музыку военного оркестра. Армия Великого Герцогства, в целом составившая полноценную роту почетного караула, проводила последние тренировки в уличных условиях перед встречей президента России и его супруги.
Это был первый визит главы российского государства за всю 140-летнюю историю российско-люксембургских отношений, что выглядело странным, если учесть разные замечательные факты из истории этих отношений. К примеру, в XIX веке Россия выступала гарантом независимости Великого Герцогства и даже осуществляла какое-то время защиту его интересов за границей. Во время второй мировой войны наступление советских войск в январе 1945 года вынудило Гитлера перебросить из-под Арденн на Восточный фронт немецкие дивизии, что, как утверждают историки, спасло Люксембург от уничтожения.
Связывают обе страны и романтические истории. Брат великого герцога Адольфа в середине XIX века женился на младшей дочери великого русского поэта Наталье Александровне Пушкиной-Дубельт. А их дочь София, соответственно пушкинская внучка, вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича, внука Николая Первого.
Но даже воспоминания о памятных вехах российско-люксембургского прошлого и о породнившихся отпрысках исторических персонажей могли бы не спасти визит Путина, возможность которого утром вчерашнего дня уже начинала казаться сомнительной. Когда в Вене Путин готовился к вылету в Люксембург, пришло известие о катастрофе на шахте «Юбилейная» в Кузбассе.
Понятные сомнения в необходимости продолжать турне вместо того, чтобы срочно возвращаться в Москву, решились в пользу Люксембурга.
Торжественная церемония встречи президента России и его жены с великим герцогом Анри и герцогиней Марией-Терезой выглядела восхитительной и одновременно незамысловатой. Особенную прелесть ей придавал какой-то очень домашний, я бы сказал, мультяшный замок герцога, дивно смахивающий на тот, в котором жила принцесса Фиона, вышедшая замуж за Шрека. Со сказочными башенками, дымоходными трубами на крыше, этот замок служит не только герцогской резиденцией, но и палатой депутатов парламента. В обычные дни замок охраняет единственный часовой, изредка выглядывающий из его ворот. Однако вчера охрана была усилена, в окнах второго этажа жилого дома напротив были видны сразу два длинных ствола снайперских винтовок.
Ощущение ответственности совсем растаяло, как только по всему пространству крохотной площади начал распространяться дивный запах свежесваренного кофе. А уж когда сразу после величественного российского гимна военный оркестр заиграл гимн Люксембурга, возникло полное ощущение, что находишься на оперной премьере, а не на встрече государственных лидеров.
Встреча герцогской четы и первой четы России была недолгой. Главные переговоры у Путина проходили с премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером, рекордсменом среди европейских лидеров, занимающих аналогичный пост, -- он руководит правительством с 1994 года.
Пресс-конференция Путина и Юнкера закончилась вчера поздно вечером по московскому времени. Никаких сенсационных откровений на ней по сравнению со сказанным по результатам саммита ЕС--Россия в Самаре здесь не прозвучало.
Но среди произнесенного Путиным стоило бы выделить его ответ на вопрос о причинах новой волны критики в адрес России в связи с нарушениями прав человека. Глава российского государства уверен, что Евросоюз критикует Москву потому, что в наступивший в России предвыборный период поддерживает прозападные силы в стране. Кроме того, Запад хочет сделать Россию более податливой в других вопросах, не имеющих отношения к правозащитной тематике, например по урегулированию в Косово.
Не приемлет подобную критику Путин и потому, что подобные проблемы есть и в странах ЕС, где, по его словам, зачастую законодательные акты не соответствуют европейским ценностям. «А смертная казнь?!» -- воскликнул Путин. «В России мы фактически ввели мораторий на нее в условиях, по сути, полномасштабной гражданской войны на Северном Кавказе. А США и Япония ее по-прежнему применяют! Но никто же не ставит вопрос об исключении США из НАТО, а Японии -- из «большой восьмерки»...
Путин снова начал горячиться. «Надо разговаривать по существу, а языком молоть каждый может», -- в сердцах бросил он. А дальше стал рассказывать, что в отличие от Европы, где демократия выстраивалась веками, Россия пережила распад СССР, так называемую олигархию, когда кучка людей заработала миллиарды, а остальные обнищали... Любопытно, что эти слова не моргнув глазом слушал сидящий в трех метрах от Путина глава АФК «Система» Владимир Евтушенков -- в сущности, один из тех, о ком говорил президент России.
Еще раз объясняя свою позицию относительно решения США разместить системы ПРО в Восточной Европе, Путин заметил, что американцы, мол, ссылаются на необходимость защищать Европу. «А мы спрашиваем их, сами европейцы-то об этом вас просили? В ответ -- молчание», -- говорит Путин. Российский президент явно устал уже объясняться на эту тему, которая явно никак не находит приемлемого для Москвы решения. Путин, как-то особенно удивляясь российской доверчивости в отношениях с партнерами, воскликнул: «Ну мы вывели свое тяжелое вооружение за Урал, так зачем же размещать теперь новое оружие в Европе?!». Стоит заметить, что г-н Юнкер, стараясь быть деликатным в этом вопросе, сослался на необходимость решать его спокойно, путем диалога в рамках Совета Россия--НАТО.
Расставались Путин и Юнкер как давние приятели, благодарные друг другу за память о том, что именно в годы председательства Люксембурга в ЕС, в 1997-м и в 2005-м, было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией и соглашение о четырех общих пространствах. Не говоря уже о том, что Люксембург уверенно занимает второе место по объему инвестиций в Россию с почти 23 млрд долл. Путин убежден -- это началась репатриация российского капитала, ведь в основном в Люксембург выводились из России в последние годы миллиарды долларов. Это и вправду дорогого стоит.