|
|
N°236, 25 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невыгодно, но удобно
Новая валюта «округлила» европейские цены
Ни одна денежная реформа не проходит для рядовых граждан бесследно. Наши соотечественники не раз убеждались в этом на протяжении последнего столетия. Теперь настала очередь сытых европейцев. Многие из них с тоской подсчитывают, на сколько их официально обсчитают с помощью новой европейской валюты. Как свидетельствуют результаты последнего опроса общественного мнения, опубликованного Еврокомиссией в конце ноября, две трети европейцев опасаются злоупотреблений с ценами при переходе к евро. Если немцев и голландцев особенно тревожит сохранение покупательной способности их сбережений, то французы более других опасаются жульничества с новыми ценниками. Тревожатся даже в не входящей в ЕС Швейцарии. Жаклин Бахман, исполнительный директор местного Фонда защиты потребителей, не скрывает опасений, что введение евро может быть использовано, чтобы под шумок повысить потребительские цены.
Промышленники и торговые фирмы Евросоюза обязались не повышать цены в период с 1 ноября 2001 года по 31 марта 2002 года. Но никто их и не повышает, просто округляют, как бы в интересах покупателя, но всегда в сторону повышения. Когда в ноябре в ряде местечек во французской провинции проводились «недели евро», среди населения специально выбирались контролеры, чтобы хватать за руку нечестных торговцев. Однако, как заметил один такой контролер в Дуллене, пиво «округлили вверх» еще летом.
В самом деле обследование, проведенное журналом ассоциации потребителей 60 millions de consommateurs по 210 продуктам широкого потребления, показало поразительные результаты. Так, в частности, в магазинах Casino один из сортов молока в результате пересчета цен подорожал на 41,3%, в Shopi на 32,1% повысилась цена на сливочное масло, в системе популярнейших универсамов Carrefour мука стала дороже на 15,1%. Подорожали стиральный порошок Persil (22%), сливочное масло President (7,41%), шампуни марки Elseve (12,6%).
Генеральная дирекция конкуренции, потребления и преследования обмана провела проверку по 21 тыс. товаров и констатировала, что цены повысились на 0,4% в июле и на 0,5% в августе во всех крупнейших торговых центрах, на 0,4% и 0,8% -- в булочных. Стоимость обслуживания в парикмахерских летом росла в среднем на 0,5% в месяц.
От частного сектора не отстает и государственный. Германская компания железных дорог «округлила» все тарифы, что принесло ей дополнительный доход в сотни тысяч марок. Во Франции компания железных дорог, встретившая 2001 год повышением тарифов на 2,2%, летом произвела «округление» в среднем еще на 1,9%. В Париже мэрия увидела удобный случай взвинтить стоимость автостоянок. Если раньше плата за стояночное место составляла 15 франков (2,29 евро), то теперь цену округлили до 3 евро -- 19,68 франка. Уже официально признается, что фактически общий рост цен в рамках перехода на евро составил 2,2--2,3% во Франции и почти 2% в Германии.
Владимир ШУРОВ, Женева